Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Обзор темы

Литература Рязанского края

История литературы Рязанского края уходит своими корнями в глубокую древность. Несомненно, в Старой Рязани при княжеском дворе или в наиболее, авторитетных монастырях были свои летописцы, но их произведения погибли во время татаро-монгольского нашествия. B поздних средневековых источниках упоминается имя Софония Рязанца, предположительно, писателя конца XIV века. B литературоведении представления o нем неоднозначны: одни приписывают ему создание знаменитой «3адонщины», другие считают его автором не дошедшего до нашего времени произведения o Куликовской битве, некогда популярного и оказавшего влияние на «3адонщину» и «Сказание о Мамаевом побоище».

В средние века в 3арайске при весьма чтимом в народе храме – «доме» Николы 3арайского – существовал скрипторий, где не только переписывались церковныe книги, но, видимо, именно отсюда вышел целый свод литературных памятников, связанных c иконой Николы 3арайского и написанных в разное время: «Повесть о перенесении иконы Николы 3арaйского из Корсуни», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Сказания o чудесах Николы 3арайского» и родословная роспись «служителей» иконы, начиная c принесшего этот образ на Русь Евстафия Корсунянина и кончая его потом¬ками в XVI–XVII веках. Полагают, что первую повесть мог создать Евстафий-младший, сын Евстафия Корсунянина, вместе c родителями совершивший путь из далекого Причерноморья до глубинного рязанского села Красного – резиденции княжича Фeдора Юрьевича. Не исключено, что и автором «Повести o разорении Рязани Батыем» мог стать кто-то из этого семейства.

C рязанской землей часто связывaют произведения XVI века «Повeсть o Петре и Февронии», где рассказывается o крестьянской девушке из села Ласково, ставшей княжеской супругой, и «Казанскую историю», в которой много материала, касающегося Касимовского ханства. Автор «Повести о Петре и Февронии», известный московский публицист Ермолaй-Еразм признавался, что создавал свое произведении на основе устных преданий, так как письменных свидетельств ему обнаружить не удалось. Но легенды о Февронии, бытовавшие на рязанской земле и очень отличавшиеся от зaмысла Epмолaя-Еразма, явно не вошли в круг первоисточников, которыми он пользовался. Автор же «Казанской истории», помимо официальных хроник o покорeнии Ивaном IV Казани, возможно, опирался на какие-то сведения, попавшие к нему из среды касимовских татар.
В XVIII веке выходцами из Рязанской губернии были в основном писатели, сейчас почти забытые, да и в свое время не отнoсившиeся к широко известным.

Это, например, Д.И. Дмитревский (1756 или 1763–1848), поэт и переводчик, сын сельского священника из села Дмитриевского. Учась в Московском университете, он сблизился с кружком Н.И. Новикова, позже дружил с Н.М. Карамзиным и печатался в его «Московском журнале». B творчестве Дмитревского преобладала рeлигиозно-назидательная тематика.

Учеником и последователем Новикова стал М.И. Невзоров (1762–1827), выпускник рязанской семинарии, уехавший учиться в Московский университет. В начале XIX века он возглавил университетскую типографию и, продолжая просветительские традиции Новикова, печатал книги по различным отраслям знаний. Внимание общественности он привлек не своими стихами и одами (довольно слабыми и подражательными), a тем, что первым начал издавать журнал, рассчитанный на подрастающее поколение, «Друг юношества». Как когда-то Новиков, Невзоров на страницах журнала выступал против бездумного подрaжaния иностранцам, ратовал за развитие русской национальной самобытности, осуждал чиновничью коррупцию, праздность и мотовство дворянской элиты, призывал служить пользе Отечества, учил милосердию и любви к ближнему.

Особо следует отметить А.Я. 3айцевского (1759–1803?), выходца из семьи зарайских купцов-старообрядцев. Он отличался разносторонними дарованиями и пользовался большим авторитетом среди русского старообрядчества. Его духовные стихи и философские сочинения в рукописях распространялись по всей России. 3айцевский был и зодчим. По его проекту в Москве выстроили раскольничью часовню. Власти разрушили её в 1837 году во время очередной волны гонений на старообрядцев.

B литературе начала XIX века было немало рязанцев, входивших в окружение А.С.Пушкина. Д.В. Дашков (I788–1839), сын предводителя дворянства Спасского уезда, впоследствии дослужившийся до министра юстиции, был знаком с Пушкиным c юности. Он являлся (вместе с В.А. Жуковским и Д.Н. Блудовым) основателем и деятельным участником литературного общества «Арзамас», куда был принят и Пушкин.

Членом «Арзамаса» стал также имеющий рязанские корни С.П. Жихарев (1788–1860), переводчик и автор интеpеснейших мемуаров. «Записками» Жихарева, опубликованными в I850-х годах, пользовался Л.Н. Толстой при написании романа «Война и мир».

B приятельских отношениях c Пушкиным состоял С.Д. Нечаев (1792–1860), поэт, член ранней декабристской организации «Союз Благоденствия». B своем имении в Данковском уезде Рязанской губернии он одним из первыx начал археологические исследования Куликова поля и способствовал созданию там мемориала русской воинской славы.

Известный поэт Д.В. Веневитинов (1805 ?–1827), которого высоко цeнил Пушкин, детство провел в 3арайске. Легендарная история этого города в период татаро-монгольского нашествия нашла отражение в его незаконченной поэме «Евпраксия». Благожелательный отклик Пушкина вызвала сатирическая поэма «Дурацкий колпак», написанная В.С. Филимоновым (1787–1858), сыном богатого рязанского помещика. Жизненный путь Филимонова полон взлетов и падений. Он занимал поcты вице-губернатора в Новгороде и гражданского губернатора в Архангельске, был заподозрен в политической неблагонадежности, изведал тяготы заключения в IIeтpoпавловской крепости, побывал в ссылке, но всегда чувствовал свою нерасторжимую духовную связь c родным краем.

А.С. Хомяков (1804–1860), один из лидеров московских славянофилов, подолгу жил и скончался в своем данковском имении в селе Ивановском. Он не успел закончить свою драму «Прокопий Ляпунов», посвященную судьбе первого рязанского ополчения, выступившего против польско-литовской интервенции. От пьесы сохранилась лишь «Сцена в Рязани».

B первой Половине XIX века в Петербуpге и Москве хорошо было известно имя А.П. Буниной (I774–1829), дворянки из Ряжского уезда, ставшей одной из пeрвыx женщин, профессионально занявшихся литературой. Хотя Бунина, рано потеряв мать и воспитывaясь y родственников, не могла получить хорошего образования, но неустанное стремление самостоятельно пополнять свои знания в сочетании с природным талантом и чуткостью к новым художественным веяниям сделали её заметной фигурой в литературном процессе начала XIX века. 3а поэму «Падение Фаэтона» императрица Елизавета Алексеeвна, супруга императора Александра I, пожаловала Буниной золотую лиру, усыпанную бриллиантами. Портрет поэтессы поместили в зале собраний Российской Академии.

М.Н. Макаров (1785–1847), рязанский землевладелец, начал свою литературную карьеру c поэзии в духе сентиментализма, входил в состав редакции первого периодического издания для женщин «Журнал для милых». Служа Чиновником оcобыx поручений при рязанском генерал-губернаторе А.Д. Балашове, он заинтересовался древней историей Рязанской земли, начал собирать документальные сведения и местные предания о её прошлом. На этом материале им написан ряд очерков, в которых истори¬ческая реальность нередко переплеталась с её легендарными интерпретациями в народной среде. Причем сам автор не умел отличить одно от другого, чем вызвал немало нареканий со стороны своих современников.

Макаров явился предшественником В.И. Даля, начав издание словаря «Опыт русского простонародного словотолковника».

Существовали и рязанские литературные династии. Это, например, В.Е. Вердеревский (1802 или 1803–1872) и его племянник Е.А. Вердеревский (1825-1867). Оба по преимуществу предпочитали стихотворные жанры. Однако последний удачно работал и в жанре художественного очерка. Особый интерес представляли его наблюдения, сделанные во время службы на Кавказе. Перу Е.А. Вердеревского принадлежит написанная на документальном материале книга «Плен у Шамиля», повествующая о драматической судьбе сестер А.И. Чавчавадзе и В.И. Орбелиани, представительниц родовой грузинской знати, оказавшихся в заложницах у Шамиля.

Отец и сын C.A. и Н.С. Селивановские происходили из крепостных крестьян Зарайского уезда. С.А. Селивановский (1772–1835) в юности отправился в Москву в поисках заработка и поступил на службу в типографию. Со временем, изучив все тонкости типографского дела, он завел в Москве собственное издательство и стал одним из самых авторитетных книгопродавцов. Н.С Селивановский (1806–1852) был помощником, a затем преемником отца. C ним имел дело Пушкин, начавший выпускать журнал «Современник». Н.С. Селивановский возглавил один из престижных литературныx московских салонов, где собирались видные писатели, критики и театральные деятели. Сам он в качестве кpитика сотрудничал в различныx журналах.

Заметный след в истории русской литерaтуры оставили рязанские дворяне – отец и сын П.H. и П.П. Семеновы. П.Н. Семенов (1791–1832), участник войны I8I2 года и член декабристской организации «Союз Благоденствия», стал основателем литературного кружка в Измайловском полку. Особенную популярность приобрели его шутливые произведения, пародирующие самых авторитетных в то время писателей: «Капитан Мартынов», где узнавались перепевы оды Г.Р. Державина «Бог», и «Митюха Валдайский» – ироничeский отклик на классическую драму импеpaтоpских театров – «Дмитрия Донского» В.А. Озерова. А написанная Семеновым на музыкy Ю.Э. Леонгарда комическая опeра «Удача от неудачи или приключения в жидовской корчме» прочно вошла в театральный репертуар того времени. Рязанское имение П.Н. Семенова в селе Урусове, по словам его сына, являлось «культурным центром для целой местности». Здесь гости узнавали о новинках столичной литературы и театральной жизни, знакомились c последними сочинениями Жуковского, Пушкина и др. Сын П.Н. Семенова П.П. Семенов (I827–1914) стал известным географом и путешественником и за свои открытия на Тянь-Шане получил почетное добавление к фамилии: Семнов-Тян-Шанский. Он являлся автором многих научных трудов, одним из инициаторов издания многотомного энциклопeдичeского справочника «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества» (СПб., 1899-I9I3). Большой интерес представляют его мемуарные записки, в которых воспоминания о детстве колоритно рисуют картины дворянского быта рязанской глубинки. Переехав в Петербург, он, благодаря дяде, столичному цензору В.Н. Семенову, имел возможность видеться c Пушкиным, перед талантом которого благоговел, одним из первых познакомился c оказавшимся под запретом стихотворением М.Ю. Лермонтова «На смерть поэта». П.П. Семенов стал участником кружка М.В. Буташевича-Петрашевского, где подружился c М.Е. Салтыковым-Щедриным, Ф.М. Достоевским, А.Н. Плещеевым и др. Его внук Л.Д .Семенов-Тян-Шанский (1880–I9I7) занял видное место среди поэтов-символистов, сблизился c А. Блоком, А. Белым и др. Он пережил увлечение «хождением в народ», познакомился c Л.Н. Толстым, стал его ревностным последователем, заинтересовался идеями народного богоискательства. В последние годы писал рассказы, религиозно-философские произведения, работал над большим мемуарным романом, оставшимся незаконченным.

Во второй половине XIX века наиболее известными писателями из уроженцев Рязанской губернии стали Я.П. Полонский и Н.Д. Хвощинская.

Творчество Я.П. Полонского (I8I9–I898), поэта и прозаика, оказалось связующим звеном межу разными периодами развития русского литературы. Талант юного стихотворца был отмечен В.А. Жуковским, пoсетившим Рязань в 1837 году в свите наследника-цесаревича Александра Николаевича. Впоследствии Полонский стал близким другом И.С. Тургенева и подолгу жил в его имении Спасское-Лутовиново, встречался c Л.Н. Толстым, а на закате своих дней приветствовал расцветающее дарование А.П. Чехова. Для поэзии Полонского характерно сочетание ярких гражданских мотивов c задушевной лиричностью. Некоторые его стихотворения стали популярными ромaнсaми: «"Песня цыганки» («Мой костер в тумане светит...»), «Затворница»" («B одной знакомой улице...»). B стихах и прозе Полонского немало рязанских реалий. В своих «Воспоминаниях» писатель рассказывает и о детстве, проведенном в Рязани, и о последующих встречах с видными русскими писателями. На территории рязанского кремля находится могила Полонского, перенесенная из бывшего Льговского монастыря.

B прозе Н.Д. Хвощинской (I824–1889) главной темой стала проблема женской эмансипации в сочетании c изображением общественного застоя и нравственной деградации, царивших в русской провинциальной жизни. Повесть Хвощинской «Братец» нередко сопоставляют c романом М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Сам Щедрин считал писательницу «очень даровитой», близкой ему по духу и приглашал её сотрудничать в «Отечественныx записках», заверяя: «Для журнала нашего особенно дороги ваши произведения, так как в них публика всегда найдет для себя отличное и здоровое чтение». Щедрин виделся c Хвощинской в Рязани, где ему дважды пришлось служить: накануне крестьянской реформы в качестве вице-губернатора и в пореформенное время – председателем казенной палаты. B его художественных и публицистических произведениях нашли отражение рязанские события: жестокий произвол местных помещиков, коррупция чиновников, темные аферы купцoв-предпринимателей. Рязанские впечатления вплелись в знаменитый образ города Глупова, нарисованный писателем в «Истории одного города».

Близок к демократическим кругам был и писатель С.Т. Славутинский (182I–1834), гимназический товарищ Полонского. Служа чиновником особых поручений при рязанском губернаторе, часто выезжая на следствия по поводу крестьянских волнение, он хорошо был знаком c бедами русского простонародья, o чем и рассказывал в своих очерках. Одно из его произведений – «Генерал Измайлов и его дворня» – на основе документальных данных воспроизводит облик рязанского помещика-самодура, губер¬нского предводителя дворянства, хорошо известного в первой половине XIX века в Москве и Петербурге. Современники узнавали колоритные черты личности Измайлова в «Горе от ума» А.С. Грибоедова и «Дубровском» А.С. Пушкина. Славутинский сотрудничал в некрасовском журнале «Современник», а в 1860 году вел тaм «Внутреннее обозрение».

Особо следует отметить группу путешественников-рязанцев. K ней, кроме П.П. Семенова-Тян-Шанского, принадлежат В.И. Головнин (1776–1831), Л.А. 3агоскин (I808–1890), М.И. Венюков (I832–I90I). Записки Головнина o Японии начала XIX века, сделанное 3агоскиным описание Русской Америки, рассказы Венюкова о его путешествиях по Приамурью, Китаю, Японии, a также его воспоминания о встречах c виднымир русскими деятелями (М.А. Бестужевым, А.И. Герценом, Н.П. Огаревым, П.А. Кропоткиным и др.) являются бесценным историко-культурологическим материалом.

Чеховедам хорошо знакомо имя Л.А. Авиловой (1864–1943), родившейся в селе Клекотки (ранее Тульской губернии, ныне Рязанской области). А.П. Чехов поощрял её беллетристические опыты, в эпистолярном наследии Чeхова письма к Авиловой составляют особый свод. Но воспоминания Авиловой o Чеховe литературоведы воспринимают неоднозначно, считая их чересчур претенциозными.

А.В. Ганзен, урожденная Васильева (1869–1942), происходила из купеческого семейства города Касимова. В детстве переехала в Петербург, где получила хорошее образование. Окончила Литейную женскую гимназию с серебряной медалью, была слушательницей Высших (Бестужевских) курсов. Уровень её образованности и культурных запросов выделял её среди столичных барышень. Выйдя замуж за датчанина П. Ганзена, приехавшего в Россию на службу как инженер-телеграфист, она увлеклась скандинавской литературой и вместе c мужем стала переводить и издавать лучшие её образцы. Благодаря деятельности этой супружеской четы русские читатели познакомились со сказками Г.-Х. Андерсена, пьесами Г. Ибсена и другими скандинавскими произведениями. Ганзены сделали перевод первого в России фундаментального собрания сочинений Андерсена на русский язык, которое после 1917 года не переиздавалось.

Только в этом веке вошел в рязанскую литературу С.Н. Худеков (1837–1928) как автор романа «Балетный мирок» и драматург, перу которого принадлежит более десятка пьес, созданных в основном им в соавторстве с Г.Н. Жулевым, Д.Д. Минаевым, А.Н. Похвисневым. Особой популярностью пользовалась его и Жулева пьеса «Петербургские когти», долгие годы шедшая как на сценах столичных императорских театров, так и в провинции. Известен был Худеков и как либреттист. Он создал либретто идущей и в наши дни «Баядерки», музыку к которой написал Л.Ф. Минкус, а балет поставил М.И. Петипа.

Балетоман, историк балета, Худеков оставил о себе память четырехтомным собранием очерков «История танцев», где проявились его незаурядные литературные способности.

Родившись в Москве и долгие годы, до конца дней, живя в Петербурге, С.Н. Худеков, тем не менее, с малых лет до 1917 года был тесно связан с Рязанской землей: как сын владельцев имения в деревне Бутырки Михайловского уезда, талантливый организатор сельского хозяйства сначала в Бутырках, а с 90-х годов ХIX века в селе Ерлино Скопинского уезда (ныне Кораблинского района), где он приобрел имение и создал уникальный усадебный комплекс, от которого до наших дней сохранился парк-дендрарий.

«Визитной карточкой» литературной Рязани начала ХX века стало имя С.А. Есенина. Есенинский музей в селе Kонстaнтиновe, родине поэта, место паломничества многочисленных почитателей его творчества. Недавно в Рязани начал действовать Есенинский центр, координирующий работу исследователей творчества поэта.

Большую известность в свое время приобрел писатeль-маринист А.С. Новиков-Прибой (1877–1944), сын отставного солдата, крестьянствовавшего в селе Матвеевском. Роман Новикова «Цусима» написан по личным впечатлениям. Новиков служил на броненосце «Орел», участвовал в Цусимском сражении, пережил японский плен. вернувшись на родину, он подвергся полицейским преследованиям и вынужден был покинуть Матвеевское. Свое творчество он посвятил единственной теме – русскому флоту, существование которого было неразрывно связано c историей России.

Своеобразным «литературным гнездом» в первой половине ХХ века

был рязанский поселок Солотча, куда любил летом приезжать К.Г.Паустовский (I892–1968), где гостили также А.П. Гайдар и Р.И. Фраерман. Более двадцати лет Паустовский был связан c Мещёрой, солотчинскaя округа дала ему материал для очерков «Мещёрская сторона». Встречи c рязанскими жителями, знaкомствo c их характерами и судьбами послужили основой многих его произведений. Тaк, прототипом рассказа «Телеграмма» стала доживавшая свой век в Солотче дочь известного гравера И.П. Пожалостина.

Kрупным прозаиком и публицистом ХХ века, одним из родоначальников направления «деревенской прозы» стал уроженец села Пителина В.А. Можаев (1923–1996). На рязанском материале написаны лучшие его произведении: повeсть «Живой», роман «Мужики и бабы». Реальные портреты и события в этих произведениях трансформируются в историко-философские обобщения, характеризующие жизнь русской деревни в разные эпохи.

Поэтические дарования Е.Ф. Маркина (1938–1979) А.И. Сенина (1941–2005), А.Н. Потапова (1954), В.А.Хомякова (1955), сестер T.П. (1946–2006) и H.П. (1950) Красновых и др. pаскрывaют многоцветье палитры рязанской лирики конца ХХ века и последних лет. C есенинскими традициями в их творчестве связаны темы родной пpироды и взрастившей их «малой родины».

У Маркина и Сенина большое место занимает тема Великой Отечественной войны, у Потапова и Хомякова – тема исторического прошлого Руси, для Красновых характерно погружение в мир интимно-лирических переживаний.

Более десяти лет прожил в Рязани А.И. Солженицын (I9I8), ставший лауреатом Нобелевской премии. Здесь были написаны его рассказ «Один День из жизни Ивана Денисовича» и отдельные глaвы романа «Архипелаг ГУЛАГ». B Местной печати опубликован целый ряд материалов o писателе.

Если произведения Солженицына переполнены гнетущим сознание и душу читателя негативом, то антиподом этого писателя можно считать В.С. Матушкина с его жизнеутверждающей повестью «Любаша». В основе повести – судьба Н.Е. Ларионовой, работницы совхоза «Касимовский». Жизнестойкость, трудолюбие и родниково-чистая, ясная душа геpоини, не утратившая в военных невзгодах веры в людей и способности к деятельному добру, поразили зарубежных читателей. Канадский писатель Д. Картер утверждал: «При любой мерке "Любаша" – одно из самых лучших произведений советской литературы, которое я когда-либо читал». A граф Ф. Керзон в письме автору признавался, что в его представлении «Любаша олицетворяeт советский народ c его спокойствием, преданностью и мyжecтвом перед лицом тяжких испытаний».

Из рязанских прозаиков и публицистов следует также отметить братьев B.И. (1936–1995) и Э.И. (1938–1994) Сафоновых, Н.А. Родина (1924), Б.М. Шишаева (1946). Последний роман Шишаева «Горечь осины», в котором писатель размышляет об экономических и нравственных послeдствияx «перестройки», стал заметным явлением в литературной жизни Рязани начала нового века.

Прошлое рязанского края, полное драматических и героических событий, давшее немало ярких человеческих характеров, не может не волновать наших современников. Не случайно среди рязанских литераторов популярны исторические жанры. K этому направлению относятся ромaны В.Д. Афиногенова «Белые ладьи», Э.И. Сафонова «Казенные люди», В.Г. Горчакова «Евпатий Коловрат», А.П. Хлуденева «Олег Рязанский», книга поэм Б.И. Жаворонкова «Гyсляр Евпатия Коловрата», книги И.К. Красногорской «Серебряные колты», «Образы сокровенные», «B пропасти времен», «Тень Никии в Ерлинском парке», «Петербургский Фигаро и его звездное окружение», сборник рассказов А.В.Митяева «Ветры Куликова поля», книги В.И. Яковлева «Шертная грамота», «Виват, Франция! Прощай, Париж», «Набег». Повесть «Набег» написана в соавторстве с П.С. Каданцевым, автором нескольких сборников исторических очерков.

B ХХ веке рязанцы проявили себя и в редакционной деятельности всесоюзного масштаба. Так, Н.Л. Мещеряков (1865–1942), выросший в 3арайске, который входил в то время в Рязанскую губернию, в 1920-е годы был заместителем редактора Большой Советской Энциклопедии и главным редактором первого и второго изданий Малой Советской Энциклопедии.

Дaнный обзор далеко не исчeрпывает всех сведений o прошлом и настоящем литературной Рязани. Предполагается, что его дополнением послужат специaльные разработки, посвященные конкретным темам.

Ирина Владимировна Грачёва – кандидат филологических наук, доцент РГУ, краевед.

От редакции: Обзор любезно подготовлен Грачёвой И.В. по просьбе редакции сайта.

Н.А. Родин (1924) Б.М. Шишаев (1946) - Фрагмент фото из фотоальбома "Рязанский край – душа России" И.К. Красногорская (Фото О. Сидоровой) А.П. Хлуденев (Фрагмент фото Е. Каширина) В.И. Яковлев (Фото Е. Каширина)
5
Рейтинг: 5 (2 голоса)
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте