(из цикла «Семейные истории»)
Часть 1. Саватюгины из села Васютино Егорьевского уезда
2010 г.
Необходимое предисловие
К столичным городам (да областным!) внимание подчас особенное, пристальное. Здесь и к историческим памятникам отношение получше, да и ученая братия старается не забывать: как же, местные знаменитости руку приложили!А ведь были в истории и другие имена, до сих пор неизвестные широкому кругу. Имена людей не менее достойных. Людей по-настоящему православных, твердых в вере. Но дела их распространялись не на столицы и не на губернские да уездные города, а в места, откуда они были родом – провинциальные села и деревни, подчас глухие…
Кто их помнит сейчас? Даже на местах-то память исчезла… Нет мемориальных досок с цветастыми надписями, даже храмы и те оказались разрушенными.
Революция, гражданская война и последующие советские годы подрубили все под корень. Следы героев минувших дней теряются, и где сейчас живут их потомки, неизвестно.
Но пора воздать им должное! Хотя бы кратким словом упомянуть те семьи, которые в свое время были известны не только в своих селах и деревнях. Многие из благотворителей и сельских храмоздателей занимали видные места в столичной и губернской общественной и политической жизни. Преемственность поколений в таких семьях налицо!
Судите сами – о них пойдет рассказ!
По указу Рязанской Духовной Консистории от 29 августа 1869 года за №6833, в деревне Васютино Егорьевского уезда, вследствие прошения местных крестьян, была построена деревянная на каменном фундаменте церковь Покрова Пресвятой Богородицы с приделами Первоверховных Апостолов Петра и Павла и святителя Николая Чудотворца. Освящена настоятелем Солотчинского монастыря архимандритом Герасимом 22 октября 1870 года [1]. Церковь была привезена из села Пашнева на средства московского 2-й гильдии купца Филиппа Антоновича Саватюгина и его братьев [2].Спустя некоторое время после строительства храма, в январе 1872 года, Филипп Антонович скончался и был похоронен за алтарем васютинского храма. Сохранился памятник со следующей надписью:
«Под сим камнем погребено тело/раба Божия/
Филиппа Антоновича/
Саватюгина/
строителя и попечителя храма сего/
Родился 1818 года ноября 14 дня/
скончался 1872 года января 13 дня/
в 6 часов вечера жития его было/
54 года 1 месяц и 30 дней».
На другой стороне памятника надпись:«Памятник сей поставлен/
от детей и братьев его/
незабвенному отцу семейства/
и ревнителю храма сего»./
Рядом памятник с надписью:«Под сим камнем/
погребено тело/
рабы Божией/
Анны Кондратьевны/
Саватюгиной/
сконч. 11 декабря 1889 г./
в 6 час 50 мин вечера/
жития ея было 62 года/
10 мес и 8 дней/
в супружестве жила 40 л/
5 мес и 9 дней/
день Ангела ея 3 февраля/
Мир праху твоему».
Саватюгины занимались торговлей крымскими яблоками. Братья Федор и Максим Кирилловичи Саватюгины, в поисках за хорошими фруктами, стали ездить в Крым раньше других фирм из Москвы [3] и занимали видное место в этом «бизнесе» до конца 70-х годов XIX века.Егор Федорович и Филипп Антонович Саватюгины зарегистрировали в Москве торговый дом под фирмой «Е. и Ф. Саватюгины».
Младшие братья Филиппа Антоновича, Егор и Савва, также были известны благотворительностью и милосердием. Егор Антонович занимал должность церковного старосты Покровской церкви села Новопокровское, а в 1870 году был перемещен к новоустроенной церкви в деревне Васютино.
В 1874 году Егор Саватюгин пожертвовал 3327 рублей 4 коп. на постройку каменной ограды вокруг храма и кладбища [4], а в 1878 году - 300 рублей на устройство каменной сторожки при церкви. Жена его, Анна Саватюгина, пожертвовала билет в 200 рублей с обращением % в пользу причта и церкви пополам [5].
Деятельность братьев Саватюгиных была отмечена руководством Русской Православной Церкви.
Так, в 1874 году Егору и Савве Саватюгиным преподано благословение св. Синода с выдачей грамоты за пожертвования в пользу церкви и другие заслуги по духовному ведомству [6].
Спустя четыре года, в 1878 году, объявлена благодарность Епархиального Начальства с преподанием Божьего благословения Егору Саватюгину за устройство каменной сторожки близ приходского храма, и его жене Анне Саватюгиной за денежные пожертвования в пользу церкви и причта на вечное время [7].
А по определению св. Синода от 1 (21) декабря 1878 года за №2059 церковному старосте крестьянину Егору Саватюгину преподано благословение св. Синода за заслуги и пожертвования по духовному ведомству [8].
Саватюгины были также известны своими подвижническими делами.
В 1837 году в селе Старый Ям (Пахра) Подольского уезда Московской губернии при церкви святых мучеников Флора и Лавра, была устроена богадельня для лиц женского пола. В 1848 году при богадельне был построен Крестовоздвиженский храм. С 1856 года община официально именовалась молитвенным богадельным домом, его настоятельницей стала Параскева Родионовна Саватюгина [9], вдова благотворителя Флоро-Лаврского храма – купца Максима Кирилловича Саватюгина [10], умершего в 1854 году. Вдова пожертвовала в общину 30 рублей.
В 1865 году молитвенный богадельный дом обращен в женскую общину с наименованием Флоро-Лаврской. В августе 1869 года община переведена в имение Александры Петровны Головиной - сельцо Лукино Островсой волости (в 8 верстах от станции Царицыно Московско-Курской ж.д.).
Параскева Родионовна Саватюгина просила епархиальное начальство назначить попечителем общины ее племянника, московского купца Егора Федоровича Саватюгина [11]. Он и его жена, Анна Федоровна, принимали самое активное участие в жизни общины. С его помощью из села Старый Ям в село Лукино перенесли прежний благоустроенный дом под жилье для сестер, были выполнены и другие работы по обустройству на новом месте.
В 1873 году епископ Леонид постриг Саватюгину в иночество с именем Павла. Через 13 лет монахиня Павла (Саватюгина) ушла на покой.
За время настоятельства монахини Павлы (в период с 1871 по 1886 годы) были выстроены двухэтажный келейный корпус, дом для причта, настоятельский корпус, небольшая гостиница, колокольня, конный и скотный дворы, начато строительство каменной ограды, посажены фруктовый сад и огород.
В феврале 1887 года определением Священного Синода община была преобразована в Крестовоздвиженский Иерусалимский общежительный второго класса монастырь. Официальное открытие и торжественное освящение монастыря состоялось 28 июня 1887 года [12].
Спустя 4 месяца, 31 октября 1887 года, монахиня Павла скончалась и была похоронена у южной стены Иерусалимского храма.
Ссылки:
[1] Добролюбов И.В. Историко–статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных со списками их настоятелей за XVII, XVIII и XIX столетиями и библиографическими указаниями. Т. 4, Рязань, 1891. с. 416 и Рязанские епархиальные ведомости (далее - Р.е.в.), 1870/71, №6[2] Прот. Олег Пэнэжко. Православная Гуслица и Сенежская волость. Храмы Орехово-Зуевского района. с. 74.
[3] Симиренко Л. П. Крымское промышленное плодоводство. М., 1912. т. I. с. 36.
[4] Р.е.в., 1873/74, №24
[5] Р.е.в., 1878, №6
[6] Р.е.в., 1874/75, №11
[7] Р.е.в., 1878, №6
[8] Р.е.в., 1879, №6
[9] Упоминается в ревизской сказке московского купечества IX ревизии (1858 год) по Мясницкой слободе. Показана как вдова, 50 лет // Найденов Н.А. Материалы для истории московского купечества. М., 1889. т. IX. С. 65.
[10] Фрязинов В. Краткий очерк Флоро-Лаврской женской общины при Крестовоздвиженской церкви, что в селе Лукин, Московской епархии Подольского уезда. М., 1888. с. 4.
[11] Воспоминания архимандрита Николо-Угрешского монастыря Пимена // Чтения в обществе истории и древностей Российских. Повременное издание под зав. О.М. Бодянского. 1877 (генварь – март). Книга 1 (100). М., 1877. с. 306
[12] Православные монастыри Российской империи. Полный список всех 105 ныне существующих в 75 губерниях и областях России (и 2 иностранных государствах) мужских и женских монастырей, архиерейских домов и женских общин. Сост. Л.И. Денисов. М., 1908. с. 522.
В статье использовались материалы авторского сайта П.А. Захарова - http://srodniki-po-ploti.narod.ru/
Комментарии
Жаль, что такой ценный ресурс ("История, традиции и культура Рязанского края") пропускает то, что не пропустили бы в Wikipedia.
Васютино в статье - тогда Егорьевского уезда, ныне деревня Орехово-Зуевского района.
Петр Захаров.
Жаль, что такой ценный ресурс ("История, традиции и культура Рязанского края") пропускает то, что не пропустили бы в Wikipedia.
Васютино в статье - тогда Егорьевского уезда, ныне деревня Орехово-Зуевского района.
д. Васютино, Ефремовского сельского округа (Спирово, Васютино тож; Васильево; Васильевка).
Деревня Васютино расположена в 4 км к югу от Егорьевска, на левом берегу речушки Медведки и на правом р. Аносовки.
Упомянуто селение в Коломенских писцовых книгах писцов Данилы Житова и Федора Камынина при описании ими Холмской волости Коломенского уезда в 1577—1578 гг. «В Холмской волости села и деревни и починки и пустоши и селища за детьми боярскими в вотчинах: за Никитой за Дмитриевым сыном Фомина деревня Спирова на реке Медведке».
За тем же Никитой числились д. Григорово и Выстрокино, стоящие рядом со Спировом, впоследствии ставшие пустошами. Всего за Никитой Фоминым было «пашни середней земли 37 четвертей, да худой земли пашни 100 четвертей, да перелогу середней земли 3 четверти, да перелогу ж лесом поросло 6 четвертей. Сена 160 копен. Лесу непашенного 6 десятин».
Двойное название деревни Спирово, Васютино тож, мы находим в писцовых Коломенских книгах от 1627 г. Селение находилось тогда во владении Степана Никитича Фомина.
По сведениям «Экономических примечаний» к планам Генерального межевания земель, в Егорьевском уезде в 1771 —1791 гг. отмечена пустошь Спирова, Васютина тож, которая числится за Акулиной Ивановной, женой Андрея Сергеевича Норова. В ней «пашни 87 десятин, сена 26 десятин, леса три десятины. Всего 116 десятин».
В начале XIX в., по сведениям шестой ревизии 1811 г., вместо пустоши вновь значится д. Васютино. Принадлежала она помещикам Замятиным: у девицы Дарьи был один крепостной, у ее брата Бориса, титулярного советника, — 16 душ мужского пола, у штабс-капитана Владимира — 19 душ.
Во время Отечественной войны 1812 г. в селении был расположен отряд Костромского ополчения.
В 1858 г. владельцы д. Васютино — канцелярский служитель Алексей и его родной брат прапорщик Михаил Владимирович Замятины — продали свои владения «мерою 56 десятин и 229 сажень с крестьянами вместе» коломенскому мещанину Егору Прокофьеву и егорьевским мещанам Алексею Прокофьеву, Ефиму Александрову, Тимофею Иванову, Тимофею и Емельяну Петровым.
Согласно «Спискам населенных мест Российской империи» (СПб., 1862), в Васютине числилось пять хозяйств, а в них 21 мужчина и 22 женщины.
При обследовании крестьянских хозяйств в 1869 г. в общине на 24 работоспособных мужчины и 29 женщин приходилось 57 десятин земли, 13 лошадей. Но в 1872 г., после случившегося пожара, когда вся деревня сгорела, крестьяне перешли на новые усадьбы, ближе к первоначальному месту жительства.
С 1882 г. в деревне появилось пуговичное заведение крестьянина Светлова, он же впоследствии открыл и спичечную фабрику, а егорьевский купец А. В. Клопов построил бумагокрасильную фабрику. На них было занято 17 мужчин и 9 женщин. По сведениям 1885 г., один житель собирал белые грибы и продавал их на рынке, остальные уходили на работу в Егорьевск. В деревне было всего 7 изб, 20 мужчин и 20 женщин, из них грамотных 8 мужчин. У крестьян имелось 6 лошадей и 8 коров. При более обстоятельном обследовании состояния крестьянских хозяйств в 1885 г. было записано: «Деревня Васильева лет 40 назад была куплена помещиком Васильевым и перемещена на новое место за 1/4 версты от прежнего места», тогда же она стала именоваться д. Васильевo.
По сведениям сборника «Населенные места Рязанской губернии» (1906), в д. Васильевке (Васютино), стоявшей на тракте Егорьевск — Коломна, числилось 17 дворов и 76 жителей, существовала пуговичная фабрика. В 1912 г. Светлов открыл ватную фабрику. Некоторые жители деревни увлеклись торговлей. В 1912—1916 гг. получили право на торговлю Ирина Устиньевна Наумова и Марья Андреевна Игнатова, а Илья Наумович Наумов получил патент на право открытия трактира.
Лес, выросший на пустошах, бывших деревнями, стал предметом постоянной торговли. Его скупали одни и продавали на корню другим. Егорьевский купец Хрисанф Никитич Кулаков имел в пустоши Огаревой, близ д. Васютино, 130 десятин леса, оцененных в 1916 г. в 6500 руб.
В 1919 г. в д. Васютино был образован сельский совет. Первым председателем его был избран Иван Петрович Светлов, членом совета — Прокофий Федорович Дудочкин. Первые годы новой власти были в деревне трудными. 54 человека голодали. Две семьи — Ольги Светловой и Марьи Светловой — бросили свои дома и уехали в хлебные губернии. Крестьяне деревни засевали всего лишь 4,12 десятины ржи, 0,5 десятины овса, 0,5 десятины пшеницы, 3,8 десятины гречи, 0,25 десятины картофеля и 0,12 десятины конопли.
По сведениям Всесоюзной переписи населения 1926 г., в Васютине стояло 25 дворов, числилось 137 жителей (70 мужского и 67 женского пола).
В начале 1930-х гг. был образован колхоз им. Второй пятилетки. Впоследствии он объединился сначала с Кукшевским, затем с Голубевским, а с 1954 г. с Ефремовским колхозом «Путь Ленина», преобразованным в 1959 г. в совхоз «Егорьевский».
В годы Великой Отечественной войны на фронтах погибли семь жителей деревни, в том числе Сергей Прокофьевич Дудочкин и два брата Жуковых — Алексей и Данила Лаврентьевичи.
За последние два-три десятилетия население деревни стало стремительно убывать: в 1970 г. было 32 хозяйства и 110 жителей, в 1983 г. — 24 хозяйства и 63 жителя, в 1990 г. — соответственно 17 и 34, в 1996 г. — 17 и 29.-----------------------------------------
Оттиск из издания: В.И. Смирнов. Мы - Егорьевцы/М.: Энциклопедия сел и деревень, 1999г.