Архитектура – точное отражение той или иной эпохи, своеобразный архив культурных ценностей, доступный и открытый для всеобщего обозрения. Монументальные каменные и деревянные строения наших предков являются одним из главных первоисточников, позволяющих краеведам, историкам и культурологам черпать огромные объемы информации о самобытности народов, населяющих просторы нашей страны.
К сожалению, состояние уникальных архитектурных ансамблей, отдельных храмов и прочих зданий далеко не всегда позволяет присвоить им громкое звание «объект культурного наследия». Десятки, сотни, тысячи бесценных «экспонатов» находятся на грани уничтожения.
Основные сложности, связанные с сохранением и реставрацией памятников архитектуры, а также возможные пути решения этих проблем в Рязанской области читателям еженедельника «Дом.Строй» обрисовал директор ГУК «Центр сохранения объектов культурного наследия» Александр Владимирович СМУРИНКОВ
Обреченные на вымирание
– Давайте попытаемся определить соотношение объектов культурного наследия, состояние которых не вызывает опасения, и тех, чьи дальнейшие перспективы выглядят довольно сомнительно.– Говорить о том, какое количество памятников находится в хорошем состоянии, а какое – в неудовлетворительном, достаточно сложно. Единовременно отслеживать состояние более чем семи с половиной сотен объектов культурного наследия не представляется возможным. В областном центре ситуация с сохранностью памятников, в общем-то, неплохая, а вот в области есть объекты, которые находятся в неудовлетворительном и даже плачевном состоянии. В основном они располагаются в рязанской глубинке, в вымирающих деревнях и селах. Функциональное их использование в таких населенных пунктах затруднено, а восстанавливать объект только ради его восстановления, сами понимаете, нецелесообразно. Здание обязательно должно быть включено в социальные процессы, в противном случае оно обречено.
Могу сказать, что раскрытый деревянный дом (без крыши и окон) сгнивает примерно за 10–15 лет, в каменном строении при аналогичных условиях следы разрушения проявляются несколько позже – лет через тридцать.
– Каким образом можно классифицировать всю совокупность факторов, оказывающих негативное воздействие на памятники архитектуры?– Разрушающий эффект оказывают как антропогенные (связанные с деятельностью человека), так и природные факторы. При этом антропогенные факторы, в свою очередь, можно разделить на две категории: прямые и опосредованные. Нетрудно догадаться, что первые проявляются в разграблении и расхищении объектов культурного наследия, а вторые отражаются на состоянии памятников из-за негативных изменений окружающей среды. К примеру, разрушающее воздействие на строительные материалы оказывает превышение в воздухе и почве предельно допустимых концентраций вредных веществ или изменение гидрологических условий. К природным факторам относятся выветривание, смена циклов замораживания и размораживания и т. д.
– Можно ли говорить о том, что неблагоприятная экологическая обстановка заметно сокращает сроки, за которые происходит разрушение того или иного объекта культурного наследия?– Думаю, на этот вопрос однозначно не ответит ни один специалист. Каждый памятник, как и каждый человек, индивидуален. Ведь, несмотря на все негативные изменения, происходящие в окружающей среде, и сегодня некоторые люди живут по сто лет.
Важную роль играют качество раствора и кирпича, продуманность конструкции здания. В минувшие столетия строители далеко не всегда придерживались эталонов качества. Были и такие, которые откровенно халтурили. Большинство созданных такими мастерами зданий либо уже стерты с лица земли, либо находятся в стадии необратимого разрушения.
По старым рецептам
– Какие методики используются при реставрации объектов, возведенных несколько столетий назад?– Исправление деформаций и разрушений – процесс достаточно трудоемкий и требующий от специалистов наличия определенной квалификации. Один из наиболее распространенных методов ведения восстановительных работ капитального характера – переборка кладки. По возможности при этом стремятся собрать и задействовать исходный, выпавший из сводов и стен материал. Если «родных» камней и кирпичей оказывается недостаточно, в ход идет продукция современных заводов.
Применяется также инъекцирование – в трещины под большим давлением вводится раствор необходимой консистенции и определенного состава. Обязательным условием качественной реставрации является изготовление связующих элементов по старым, традиционным рецептам. Ни в коем случае нельзя «лечить раны» здания, выстроенного на известковом растворе, с применением бетонной смеси.
– Большинство сохранившихся до нашего времени строений XVI–начала XX веков возведено из кирпича, выпущенного небольшими местными заводиками. Размеры этих исторических строительных материалов уникальны. Каким образом реставраторам удается подбирать замену развалившимся камням?– Все-таки вряд ли можно назвать строительные материалы, использованные при возведении того или иного исторического недвижимого объекта, уникальными. Каждому временному периоду соответствуют свои нормы производства. Конечно, кирпич, из которого выстроена какая-либо конкретная церковь XVIII века, может несколько отличаться по размерам от тех, что использованы при создании других конфессиональных объектов этого периода, но я уверен, что разница будет минимальна. А вот по габаритам современные кирпичи, действительно, заметно разнятся со строительными материалами двухсотлетней давности, и это создает реставраторам дополнительные трудности.
Есть несколько путей решения этой проблемы. При реконструкции особо ответственных сооружений иногда приходится даже организовывать производство материала нужного размера. Именно так проводились восстановительные работы в Успенском соборе Рязанского кремля. Более того, чтобы цветовая гамма восстановленных участков была неотличима от оригинала, подбиралась соответствующая рецептура состава. Конечно, такая скрупулезность – скорее исключение из правил. В большинстве случаев для реконструкции адаптируется современный материал.
– Неужели ни одно предприятие в европейской части страны серийно не выпускает антикварные строительные материалы?– В Центральной России есть лишь два завода, которые постоянно выпускают красный кирпич, близкий по размерам к строительным материалам старого образца. Правда, стоимость такого кирпича в четыре раза выше по сравнению со стандартным. Качество продукции одного из этих заводов, скажем прямо, очень и очень сомнительное, поэтому выбор, как видите, невелик.
Памятники спасут частники?
– Может ли быть полезен с точки зрения сохранения объектов культурного наследия опыт европейских стран, где большинство памятников архитектуры находится в частной собственности?– Все будет зависеть от того, захотят ли состоятельные люди вкладывать свои деньги в подобную недвижимость на лазурном берегу. В любом случае, в первую очередь в частные руки попадут усадьбы, состояние которых не порождает чувства безысходности. Приходить на поросшие бурьяном бугры с россыпями битого кирпича, поверьте, никому не хочется.
Не думаю, что приватизация – панацея от всех бед, но какую-то часть усадеб таким образом, наверное, можно будет спасти. При этом в отношении эксплуатации таких объектов нельзя отказываться от контроля со стороны соответствующих структур. Сохранение антуража двухсотлетней давности и самобытных элементов декора – важнейшие задачи, которые должны быть поставлены перед новыми владельцами усадеб.
Напомню, что с недавнего времени в нашей стране возможно приобретение в частную собственность объектов культурного наследия регионального значения, а вопрос о приватизации федеральных памятников находится в стадии рассмотрения.
– В свое время приходилось видеть, как внешний облик одного из храмов ХVIII века в Ряжском районе был обезображен современной пристройкой. Насколько оправданны, с Вашей точки зрения, такие модернизации?– С начала 1990-х годов церковные служители, действительно, натворили немало дел, но с течением времени отношение религиозных организаций к реставрации изменилось. В настоящее время в епархии существует отдел, который будет заниматься восстановлением и ремонтом православных храмов. Конечно, процесс укрепления этой структуры займет несколько лет, но наметившиеся сдвиги должны самым положительным образом сказаться на качестве работ.
– Сегодня в реставрационном деле работают преимущественно люди среднего и старшего возрастов, а как обстоят дела с преемственностью поколений?– К сожалению, молодежь не проявляет особого желания реализовывать свои профессиональные качества на восстановлении памятников архитектуры. Реставрация – работа тяжелая и грязная, требующая терпения, выдержки и физической выносливости. Скажу честно, на обычной стройке каменщикам и штукатурам деньги достаются легче.
Конечно, в нашем регионе есть профессионалы, которые способны, ударив обухом топора о стену здания, по звуку определить перегруженность свода, но их единицы. Лишь отработав в этой сфере два–три десятилетия, можно постичь все тонкости ремесла.
– Какое количество памятных архитектурных объектов потенциально можно было бы восстанавливать в нашем регионе за год?– Все зависит от объема финансовых ресурсов и наличия строительных компаний, которые в состоянии качественно проводить реставрацию исторических объектов. В Рязанской области лицензию на ведение подобных работ имеют только две организации: «Фасадстройсервис» и Рязанское научно-реставрационное управление. В настоящее время мы вынуждены прибегать к услугам подрядчиков из других областей России. Что касается количества восстанавливаемых объектов, то в среднем за год удается капитально отремонтировать 10–15 памятников.
Закон есть закон
В настоящее время памятники истории и культуры охраняются в соответствии с федеральным законом № 73 от 25 июня 2002 года «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации». Данный правовой документ направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям, а также записанной в Конституции обязанности граждан страны заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.
Согласно ст. 37 обозначенного закона, в случае возникновения потенциальной опасности причинения вреда объектам культурного наследия, любые землеустроительные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы должны быть приостановлены. При этом производитель работ в обязательном порядке должен проинформировать орган исполнительной власти об обнаруженном объекте. За нарушение этой правовой нормы должностными, физическими и юридическими лицами предусматривается как административная, так и уголовная ответственность.
Подготовил Евгений БАРАНЦЕВ
Мнения:
Сергей Григорьевич ВАРГАНОВ, главный архитектор ЗАО «Рязанское научно-реставрационное управление»:– Из-за недостаточного финансирования мы не в силах охватить реставрационными работами все объекты культурного наследия. В основном восстанавливается облик памятников федерального значения. Конкретные цифры назвать трудно, так как большую роль играют сохранность строения, его насыщенность архитектурным декором и сложность интерьера – обычно суммы исчисляются десятками миллионов рублей.
Существует несколько видов научной реставрации: восстановление первоначального облика, восстановление с сохранением всех поздних переделок, консервация объекта. С подбором необходимого строительного материала сегодня проблем не возникает, были бы деньги. Говоря о сроках, необходимых для полного воссоздания аварийного сооружения, можно отметить, что на подготовку проектной документации обычно уходит два года, еще три сезона занимает непосредственно работа на объекте.
Сегодня, согласно действующему законодательству, к реставрации допускаются только организации, которые имеют соответствующие лицензии. К сожалению, эти правовые нормы не всегда соблюдаются. В частности, образ многих культовых построек в последнее время был искажен неквалифицированными действиями местных настоятелей.
Считаю, что в епархии должна быть структура, которая собирала бы сведения об объекте и подготавливала бы его к последующей реставрации, а непосредственно реставрацией должны заниматься специалисты.
Ирина Гасановна КУСОВА, заместитель директора по науке историко-архитектурного музея-заповедника «Рязанский кремль»:– При реставрации объектов, находящихся на территории музея-заповедника, используются самые современные технологические достижения и лучшие строительные материалы. На международной выставке «Зодчество-2007» архитекторы-реставраторы (ЗАО «РНРУ»), работающие на территории кремля, завоевали серебряный диплом (при этом диплом первой степени не вручался никому). Высокое качество реставрации рязанского музея-заповедника было отмечено не только специалистами, но и общественным жюри, в состав которого входили известные деятели культуры, журналисты и телеведущие. Третья часть бюджета нашей организации сегодня расходуется именно на работы, связанные с восстановлением объектов культурного наследия.
Совсем недавно директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника пожаловалась мне, что у них в регионе возникают заметные трудности с восстановлением и поддержанием памятников архитектуры в хорошем состоянии. Причина одна – отсутствие местной высококвалифицированной организации, занимающейся реставрацией. После смены в стране политического строя во Владимирской области были ликвидированы реставрационные мастерские, и теперь наши соседи пожинают плоды недальновидности.
Рязани удалось сохранить на своей земле специалистов, оберегающих древнерусские строительные традиции. Главное, чтобы существовала преемственность поколений, и на смену стареющим мастерам пришла бы молодежь.