Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Святой истории творцы

Музей железнодорожного транспорта на станции Ряжск-1 один из самых молодых на Московской дороге. Он был открыт осенью 2006 года в здании старинного вокзала, но уже владеет множеством уникальных экспонатов, в которых увековечена биография Ряжского узла, летопись о железнодорожниках, прославивших этот край, и что особенно ценно – об участниках Великой Отечественной войны и тружениках тыла. Сегодня мы представляем нашим читателям два материала, посвященные героям тех суровых военных лет.

Три письма с фронта

В витринах стенда, посвященного железнодорожникам – участникам Великой Отечественной войны, появились новые экспонаты – личные вещи фронтовиков: альбомы, фотографии, письма. Их передали в дар музею родственники воинов.

Так появились и три письма-треугольника Ивана Григорьевича Лушникова и его фронтовое фото. Его внучка, Галина Васильевна Воронова, принесла их в музей, как только он открылся. Документы хранились у вдовы солдата Анны Егоровны, а когда ее не стало – у дочери.Иван Григорьевич Лушников родился и жил в селе Дегтяное, что недалеко от станции Ряжск-2, поэтому и стал он там работать составителем поездов. А осенью 1941 года, как и многие мужчины его возраста, ушел на фронт. В трудовой книжке под номером три от 10.11.1941 года сделана запись: «Уволен по мобилизации в РККА». Вместе с мужем Анна Егоровна проводила на фронт и двух своих братьев Красавиных, работников вагонного депо.

Всегда с волнением и трепетом посетители особенно старшего возраста смотрят на эти пожелтевшие от времени треугольнички, а молодые часто задают вопрос: «Как же они дошли без марки?» На них еще заметна запись: «Рязанская обл. Ряжский р-н, с. Дегтяное, Лушниковой Анне Егоровне». Чуть ниже номер части 1644, 3-я рота, 3-й батальон. Последнее письмо отправлено 6 сентября 1942 года. В нем, читаю с разрешения Галины Васильевны Вороновой, Иван Григорьевич пишет: «Нюра, я в эти дни на отдыхе, ходили в баню, откуда-то принесли патефон. Мы слушали песни, пластинки, которые были у нас с тобой. Вспоминаю часто о дочках, свое детство, как мы с тобой гуляли… Любовь наша сошлась до гроба… Я берегу ее около сердца и никогда не отпущу, хоть что случится, унесу с собой. И ты, Нюра, береги ее и жалей деток». После пришла похоронка. Пал смертью храбрых на западном фронте, защищая свою Родину.

Анна Егоровна одна поднимала троих детей. Добросовестно трудилась в колхозе. Не вернулись с войны и ее братья Красавины, но династия железнодорожников не прервалась. Дочка Валя вышла замуж за железнодорожника. Василий Михайлович Бирюков, отец Галины Васильевны Вороновой, много лет отработал осмотрщиком вагонов, ее муж Евгений Васильевич Воронов более 30 лет – составителем поездов на станции Ряжск-2, а после ее закрытия продолжал работать до самой пенсии на станции Ряжск-1. Их сын Евгений Евгеньевич Воронов пошел по стопам своего прадеда Ивана Григорьевича Лушникова и отца – работает составителем поездов на станции Рыбное.

С Вороновым я встретилась в музее, когда на выходных он приехал к родителям в Ряжск. Женя рассказал: – Письма с фронта моего прадеда первый раз показала мне моя мама, когда я уходил служить в армию. Помню, прочитал один раз и захотелось прочитать еще, с трепетом воспринимал каждое слово. Я горжусь, что прадед защищал нашу Родину. Имел награды за подвиги. Но в то же время очень жаль, что он погиб, а прабабушке одной пришлось тянуть лямку вдовы. Я потом читал эти письма много раз, и каждый раз с волнением брал их в руки, будто впервые.

И бронь была оружием…

Имя Василия Андреяновича Корчагина значится в числе других железнодорожников на музейном стенде «Они ковали Победу в тылу». Он передал в дар нашему музею несколько личных документов. Среди них один из самых дорогих, имеющих сегодня весомую историческую ценность, – удостоверение об отсрочке от призыва в армию, датированное 1943 годом.

Это и есть всем известная бронь, так ее называли в народе, которая выдавалась специалистам железнодорожного транспорта. Оставаясь в тылу, они обеспечивали перевозки: к линии фронта шли эшелоны с новобранцами, оружием, боеприпасами, продуктами – тем необходимым, что приближало Победу. Василий Андреянович – представитель большой династии железнодорожников. Глава семейства – его отец Андреян Владимирович Корчагин, более тридцати лет отработал осмотрщиком вагонов в вагонном депо на станции Ряжск-2 и всем своим пятерым детям привил любовь к железной дороге.

Василию нравилось, что в отправлении поездов есть и частичка труда его отца, и потому сам с детства мечтал стать железнодорожником. После окончания семилетки поступил в Мичуринское ФЗУ. В 1938 году окончил его с отличием и был направлен в вагонное депо станции Ряжск-1. Работал слесарем, бригадиром, мастером.

Вскоре началась война. Мужчины призывного возраста стали получать повестки, а многие добровольно уходили на фронт. Их места занимали женщины и подростки. Работа в вагонном цехе была в то время тяжелой и грязной. Приходили разбитые, сильно поврежденные вагоны. Не хватало запасных частей и материалов, поэтому вытачивали или ремонтировали старые запчасти прямо в цехе. Вагон должен выйти из ремонта полностью исправным, способным обеспечивать безопасность движения поезда. Мало того, что перешли на трехсменку, вагонникам-мужчинам приходилось еще и физически помогать и подросткам, и женщинам. Специалистов не хватало, поэтому и получил Василий Андреянович бронь. Всю войну он проработал в вагонном депо. Стаж солидный – около сорока лет, а в трудовой книжке в разделе «сведения о поощрениях и награждениях» более ста записей.

Валентина Кокорева,
методист музея на станции Ряжск-1
Московский железнодорожник
Экспонаты музея В музее. Экскурсию проводит Валентина Кокорева. Фото Т.Глыва.
0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте