За всю более чем девятисотлетнюю историю существования нашего города в Рязани работало немало выдающихся архитекторов: Осип Старцев, Яков Бухвостов, Юрий Яршов, Матвей Казаков и многие другие. Отрадно, что, не делая никаких поблажек и реверансов в сторону слабого пола, включить в этот список необходимо и одно женское имя - Ирина Чистосердова.
Ирина Николаевна Чистосердова и творческая группа рязанских архитекторов (О. В. Обозов, В. Л. Сытых, В. А. Сочков, И. И. Сенченко, И. И. Иванцов, В. В. Суховерхов) в 1950-1960-е годы спроектировали и воссоздали с десяток оригинальных зданий, которые и по сей день являются достопримечательностями областного центра.
Победа над блокадой
Ирина Николаевна Чистосердова родилась в 1909 году в Санкт-Петербурге. С раннего детства проявляла интерес к изобразительному искусству. Несомненно, ее творческого потенциала хватило бы, чтобы привнести в образ имперской столицы новые прекрасные мотивы, но судьба распорядилась иначе.
После Октябрьской революции в семье Чистосердовых возникли проблемы с достатком, и в 1922 году отец Ирины Николай Петрович был вынужден переехать с дочерью в Рязань. Здесь у Чистосердовых, происходивших из дворянского рода, был двухэтажный деревянный дом на Введенской площади (сегодня пл. Мичурина). Мама Ирины, Елизавета Сергеевна, еще год оставалась в Петербурге, принимая активное участие в деятельности пришедшей к власти коммунистической партии. Видя зверства большевиков в отношении крестьян, Елизавета Сергеевна открыто критиковала партийных начальников. Противостоять мощной системе хрупкая женщина, конечно, не могла. Вскоре у нее случился инсульт, и Николай Петрович в 1923 году привез свою безвозвратно подорвавшую здоровье супругу в Рязань, где спустя три года она скончалась.
Потеряв в подростковом возрасте маму, Ирина, казалось, стала только тверже и мудрее.
В Рязани она окончила среднюю школу и художественное училище, а затем уехала в Ленинград, где поступила на архитектурный факультет института строительных инженеров. В городе на Неве она встретила известие о начале Великой Отечественной войны. Страшное время блокады ей помог пережить дальний родственник Александр Константный, по рекомендации которого Чистосердову приняли на работу и выдавали скудный продовольственный паек. К концу блокады у нее начала активно развиваться дистрофия, но Ирина смогла победить смертельный недуг.
В 1952 году Ирина Николаевна вернулась в Рязань.
Наперекор генеральной линии
В этом же пятьдесят втором в составе рабочей группы областной проектной организации Ирина Чистосердова приступает к разработке Дома политпросвещения на улице Ленина (сегодня в этом здании располагается факультет русской филологии и национальной культуры РГУ им. Есенина). Спустя три года при участии В. А. Воронцова, И. П. Антипова и И. Н. Чистосердовой архитектор Е. Г. Ларинский создает выставочный комплекс «Торговый городок».
Далее последовали самостоятельные проекты:
- 1958 год - здание Рязанского филиала московского института культуры;- 1958 год - здание Рязанского дома торговли (универсальный магазин, сегодня - «Детский мир»);
- 1959 год - здание ресторана «Рязань» (сегодня - досуговый комплекс «Былина»);
- 1960 - здание, построенное для электровакуумного техникума на ул. Циолковского и переданное со скандалом военному НИИ;
- 1961 - здание областного драматического театра;
- 1964 год - областная библиотека им. Горького.
«Театр драмы с его красивым многоколонным портиком впечатляет тонким освоением художественного наследия русского классицизма, - отмечает председатель Рязанского отделения Русского географического общества краевед Игорь Канаев. - Хорошо прорисованы детали. Отлично решен боковой фасад, в котором, удовлетворяя современным требованиям освещения, эффектно противопоставлен массив боковой стены и ажурная воздушность портика главного входа. Безусловно, хороша библиотека имени Горького. Нельзя забывать, что в конце 1950-х - начале 1960-х руководство партии в обязательном порядке вводило в "моду" типовые здания и строения, без излишеств, и Ирина Николаевна работала скорее наперекор общему течению. Мне приходилось видеть в эскизах несколько первоначальных проектов. На бумаге здания были еще более изысканны и неповторимы. Жаль, что многие оригинальные идеи воплотить в жизнь ей так и не разрешили. Из совместных работ обязательно нужно отметить Дворец пионеров (1957 год)».
Ее называли святой
Так уж бывает, что талантливые люди по тем или иным объективным причинам порой не могут реализовать себя в семейной жизни. У Ирины Николаевны было немало поклонников в сорок и даже в пятьдесят лет, но: Свою нерастраченную материнскую любовь она отдала нам, рязанцам. Ее статные, рослые дети-творения, несмотря на достаточно солидный возраст, ежедневно радуют взоры горожан и приезжих.
Коллеги всегда отзывались о Чистосердовой с почтением, порой даже называли ее святой женщиной.
Рязанский архитектор Владимир Сытых посвятил Ирине Николаевне небольшой очерк, опубликованный в 1999 году в газете «Рязанские ведомости»: «Мне посчастливилось некоторое время довольно тесно общаться с Ириной Николаевной по совместной работе в институте "Рязанграждан-проект", - вспоминал Владимир Леонидович. - Ее жизнь, отданная без остатка любимому делу, является образцом самоотверженного труда. Ее отношение к товарищам по работе, к единомышленникам отличалось теплотой и сердечностью. Это была истинно русская женщина, хотя генеалогическое древо родословной Чистосердовых уходит корнями в средневековую Францию, откуда их далекие родственники бежали во время французской революции».
Более двадцати лет (до 1973 года) Ирина Николаевна работала архитектором и стала подлинно душой архитектурной мастерской института «Рязангражданпроект». В январе 1973 вышла на пенсию. Скончалась 7 декабря 1986 года от вторичного инфаркта. Похоронена в Рязани на Скорбященском кладбище. Однако с уходом Ирины Николаевны род Чистосердовых не угас. Их потомки в настоящее время живут в Коломне, Санкт-Петербурге, Праге.
Подготовил Евгений АЛЕКСАНДРОВ
В очерке использованы материалы из книги Николая Аграмакова «Тайны губернской Рязани» и областной газеты «Рязанские ведомости», а также материалы из личного архива Игоря Канаева.