С момента сообщений о первых признаках глобального финансового кризиса многие ведущие журналисты бизнес-СМИ начали в тоске заламывать руки по поводу своей негативной роли в формировании «общественного лунатизма», приведшего к самой крупной в истории финансовой катастрофе: «Ах, почему мы видели деревья, но не увидели за ними леса?!» А другие СМИ, полные злорадства по отношению к первым, бросились советовать читателям и зрителям, как перекрасить чёрную полосу в белую. И качественная, и бульварная пресса полны историями семей, борющихся за еду для своих детей, за тепло в своих холодных домах. Иногда такие истории открывают первые полосы. Но появились и серьёзные исследования, избегающие малодушных банальностей типа ежеминутных плевков в сторону банкиров и бизнеса. Журналисты сегодня переживают то же, что переживает общество (невыплаченные кредиты, потеря собственности, потеря работы). Не думаю, что их следует выделять в отдельную группу. Я хочу поговорить о том, как и чем журналисты пытаются помочь обществу (а значит, и себе самим).
Некоторые СМИ стремились понять, что происходит (таким, например, был обзор Британского Фонда умственного здоровья на YouGov*), исследовавший изменения в образе жизни. Что выяснилось? Половина взрослого населения ест дома, а не в кафе, каждый четвёртый решил сам выращивать овощи и фрукты, каждый пятый ездит на велосипеде или ходит пешком, избегая общественного транспорта. Часть СМИ увидели в кризисе скрытое благословение. Ограничения в питании? Полезно! Самим готовить обеды, растить урожай и искать развлечения в кругу семьи и друзей? Отлично!
Но в фехтовании словами побеждают «торговцы мраком и гибелью». Публикация в газете The Scotsman «Я должен был и дальше бежать, как хомяк в колесе» отразила настроения шотландцев, обращающихся за врачебной помощью по поводу депрессии и беспокойства. Газета посетила монастырскую больницу в Глазго, где реабилитируются знаменитости. Случаи депрессии у них выросли на 40 %. У всех – долги. Бороться с долгами на фоне подавленной психики – дело безнадёжное.
Би-би-си, располагая огромными ресурсами и армией экспертов, объясняет людям, откуда ждать и как избегать кризисных неприятностей. Но, по факту, падение цен на недвижимость, удорожание жизни, рост долгов – всё это происходит независимо от нас и подавляет наше сознание, и угрожает нашему здоровью. Лондонская НИИ Гигиены и Медицины на основании экспертных оценок утверждает, что и в России экономическая ситуация сказывается на здоровье людей. Стрессовое социальное напряжение отразится на сердечно-сосудистой и иммунной системах, а в долгосрочной перспективе – на эффекте «быстрого старения». В Великобритании же во время Недели здоровья нации провели исследование, которое, увы, показало, что каждый четвёртый гражданин (а это 2,5 млн. человек) ведёт борьбу со своими долгами на фоне не замечаемой им болезни.
Би-би-си, конечно, СМИ столь же авторитетное, сколь и популистское. Но её исследования вызвали реакцию региональной прессы, стоящей много ближе к интересам и озабоченностям собственных сообществ.
Газета Western Mail (Уэльс) давала читателям советы, сходные с советами о поведении во время стихийного бедствия. Они говорят: вы не справитесь с долгами по кредитам, если не справитесь с собой, со своими страхами, с депрессией, если будете терять самоуважение, если не будете принимать помощь от других людей. Другие региональные газеты сосредоточились на риске обусловленных стрессом семейных ссор. Третьи предлагают властям расширить право на гибкий график или сокращённый рабочий день, на возможность работы на дому (как минимум, для юных родителей, каковых миллионы).
Пресса бурлит, сводя старые счёты. Интеллектуалы обвиняют консервативных обозревателей и неолибералов, которых они считают ответственными за «потребительский разгул», поощрявший людей думать, что «широкоэкранные телевизоры более важны, чем игра с их малышами».
Science Christian Monitor считает духовную помощь важнее всего остального. «Семья, оказавшаяся в лапах кредитного кризиса, должна помнить, что гармония Бога – ваша опора и ваша правда – осталась неповреждённой».
Кризис глобален, и мировые СМИ реагируют на него сходно. В Сингапуре, например, кризисная ситуация другая, а реакция общества (беспокойство, депрессия) – сходная. Там СМИ сосредоточились на спасении среднего класса. Но в СМИ – то же, что и в Англии, России, везде. И вот на закуску цитата из сингапурской прессы: «Мы похожи на кроликов перед удавом: непонятно, что делать. Бежать? Бороться? Или впасть в ступор и ждать?»
Джим БУМЕЛА, президент Международной федерации журналистов