Пришла она, как водится «со весельем да с радостью, и со всякою сладостью, с пирогами, чадьями да с блинами горячими, скоморохами-гудошниками, с дударем да с волынками, со пивами ячменными, со медами свячёнными, поиграть, позабавиться с молодыми, со молодками, покататься да потешиться с бубенцами валдайскими...» Ну, а уйдёт она не так...
Всем известна разухабистая песня Ерёмки из оперы русского композитора XIX века Александра Николаевича Серова «Вражья сила»: «Потешу я свою хозяйку, возьму я в руки балалайку», — и дальше следуют вопросы к масленице: «Ты с чем пришла? ты зачем пришла? и ты с чем уйдёшь?»
«Велики мои проводы, поведут вон из города на санях на соломенных да с упряжкой мочальною... с бородою кудельною, с головою похмельною, с кафтанами пропитыми да с носами разбитыми...»
Ничего не попишешь, такое отношение к масленице в нашем народе: гуляй напропалую, ешь, пей, веселись. Завтра наступает Великий пост — ничего этого уже не будет!
Такое же отношение к времени, предшествующему Великому посту, у большинства христианских народов мира. У католиков, к примеру, масленица называется ещё более выразительно — карнавал. Слово это буквально происходит от латинского отчаянного вопля: «Мясо, прощай!» — «Сагпе, уаlе!» И вот, горюя о предстоящем великопостном воздержании, европейцы бешено предавались веселью, обжорству и пьянству.
Из Европы карнавал перекочевал в Америку, где родилось такое известнейшее явление, как бразильский карнавал в Рио. Правда, в нынешней безбожной Европе, да, наверное, и в Южной Америке, карнавалят уже не в преддверии Великого поста, а так — по традиции. В Бразилии скачут и пляшут полуголые, а то и почти голые. В Венеции наряжаются в красивые пышные одежды, надевают причудливые маски, порой страшноватые. Но едва ли по ту и другую сторону Атлантики после карнавалов прекращают вкушать скоромную пищу.
Да и у нас большая часть русского населения не постится. Хотя в последнее время иногда приходится слышать, как продавцы жалуются: «С этими постами, будь они неладны, продажи мяса падают!»
Но обычай бурно проводить масленицу, чисто языческий, соблюдают все. Это, пожалуй, единственный праздник, который несёт в себе столь яркие языческие черты: проводы зимы, сожжение её соломенного чучела, пляски, гулянья...
Для православного человека масленица — приуготовление к Великому посту. Для истинно верующего и соблюдающего православные обычаи человека это не дни отчаянного набивания брюха, а радостная пора подготовки к встрече святой Четыредесятницы.
«Радость моя, наступает пора покаянная...», — поёт в одной из своих дивных песен иеромонах Роман (Матюшин). Кстати, само название «масленица» не такое уж и древнее. В письменных источниках оно появляется с XVI века, во времена Ивана Грозного. Ранее неделю перед Великим постом назыали, как и сейчас в церковной среде, сырной седмицей.
Обычай соблюдать сырную седмицу появился в VII веке при византийском императоре Ираклии. Воюя против персидского царя Хозроя, Ираклий дал обет Господу, что, если Бог пошлёт ему победу, он перестанет есть мясо в последнюю неделю перед Великим постом. Победа была одержана и обет соблюдён. А затем он вошёл в обычай. Церковь одобрила этот постепеный переход к великопостному воздержанию. Семь дней перед святой Четыредесятницей можно есть всё, кроме мяса.
Каждый день масленицы, как известно, имеет своё наименование и значение. Это хороший обычай, но соблюдать его надо тоже по-христиански.
Понедельник называется «встреча». Можно уже начинать печь блины. В древности их пекли как символ весеннего солнца. Ничего дурного в этом символе нет. Блин и впрямь похож на солнышко, а когда он горячий — на летнее солнышко. В старые времена блины, испечённые в первый день масленицы, относили нищим, заключённым, лежащим в больницах. Прекрасный обычай. Неплохо бы его и сейчас соблюдать!
Вторник называется «заигрыши>>. Молодёжь с утра каталась с гор, веселилась. Праздник набирал обороты. Приглашали вечером на блины в гости родных, знакомых, близких по роду или по духу.
Среда носит название «лакомка». По обычаю, зять шёл есть блины к тёще. А в храмах уже начинают читать великопостную молитву великого восточного подвижника IV века преподобного Ефрема Сирина с поклонами: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».
Широкая масленица, про которую в опере Серова поёт Ерёмка, — это четверг. В старину народ в этот день, как сейчас говорят, «отрывался по полной». Катания с гор, на качелях-каруселях веселье, кулачные бои, так хорошо показанные в фильме Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник». Что ж, в сей день не грех и попировать. Но помните, что ни в одном своём уставе и постановлении Церковь не даёт благословения на обжорство и пьянство.
Пятница — «тёщины вечёрки». На сей раз зятья приглашали тёщ на блины. Так же, как и в среду, полагается угощаться вечером, а днём поститься.
Суббота — «золовкины поси¬елки». Невестки угощают золовок, то есть сестёр своих мужей. Веселье ещё продолжается, но уже начинает гаснуть. Ведь послезавтра уже Великий пост!
Наконец, наступает последний день масленицы — «Прощёное воскресенье». Все говорятдруг другу:
—Прости меня, Христа ради.
—Бог простит, и я прощаю.
Мне этот масленичный обычай кажется самым красивым, самым трогательным.
В последний день масленицы ещё можно и повеселиться, и попировать, но лучше не увлекаться. А то бывает так, что накупят всего, не съедят, а на другой день жаль выбрасывать. Великий пост уже наступил, а надо вчерашнее доедать. И кто-нибудь один говорит:—Ладно, возьму этот грех на себя. Не такие уж мы богатые, чтобы выкидывать.
Бывает и хуже: настал первый день Великого поста, а человек ещё мучается похмельем — так рьяно отгулял масленицу!
Лучше в Прощёное воскресенье быть поскромнее и уже ограничить себя в пище, забывать про мирское веселье, думать о завтрашнем дне, готовиться к возвышенному, небесному веселью духа, которое приходит к нам вместе с началом божественного воздержания.
В старину по окончании сырной седмицы ещё кадили благовониями, изгоняли из домов разудалую масленицу, чтобы пахло в доме там не яствами и напитками, а ладаном. Многие теперь вернулись к этому доброму обычаю.
Чем больше человек воцерковлён, тем меньше в нём тяга к бурному проведению сырной седмицы. Хочется поста, ждёшь его, как доброго друга, желающего тебе настоящего блага.
Если есть возможность съездить на сырной седмице в Египет — побывайте у христиан-коптов, вы будете удивлены. Они не веселятся. Копты, в отличие от всех остальных христиан, масленицу и карнавал не празднуют, а сырную неделю они взяли и «приплюсовали» к Великому посту. Так что он у них начинается на неделю раньше. В коптских монастырях в последнюю неделю перед Четыредесятницей уже усердно молятся и даже никого к себе не пускают: ни гостей, ни туристов, ни паломников.
Конечно, я не призываю к такой же строгости. Но умеренность во время масленицы доброму христианину не повредит. Кстати говоря, на то, что седмица перед Четыредесятницей — это уже лёгкий пост, указывает церковное воспрещение в это время заключать браки. В каноне среды этой седмицы, для примера и поощрения готовящихся к посту, Церковь прославляет ветхозаветных святых, пребывавших в подвигах аскетизма. В сырную пятницу вспоминаются крестные страдания Спасителя, а в субботу Церковь творит память всех святых преподобных и богоносных мужей и жен, просиявших постом, и синаксарь (собрание сведений о святых лицах и праздниках) в эту субботу начинается стихами: «Душам праведным, их же память присно пребывает: жертвы покаяния приношу словеса».
Кроме того, в Неделю мясо¬пустную читаются слова апостола Павла из послания к римлянам: «Нощь убо прейде, а день приближися. Отложим убо дела темная, и облечемся в оружие света (13, 12). Ядый не ядущего да не укорят; и неядый ядущаго да не осуждает»(14, 3).
Обычай прощать друг друга перед Великим постом — древнейший. Он оставлен нам первыми отцами-пустынниками Египта. А при Иване Грозном он так описывался: «Митрополиты, архиепископы, епископы, благословиша Царя и прощение подаша ему, а архимандриты, игумены и честные старцы также прощение подаша ему и от него прощение купно получиша; получив же благословение и прощение к подвигу постному, тщашеся духовный подвиг святыя Четыредесятницы совершити».
О церковном воспоминании изгнания прародителей из рая в сырную неделю говорит в письме своём об уединённой жизни Александрийский Патриарх Феофил, живший ещё в IV веке по Рождестве Христовом. Святитель при вступлении в Четыредесятницу, говоря о важности поста и молитвы, представляет в пример пощения ветхозаветных постников: Давида, Ананию, Азарию, Мисаила. А святой Григорий Нисский при вступлении в Четыредесятницу поучал: «Все вы, любящие Бога паче, нежели удовольствия чрева, с радостию и благодушием вступите во дни поста. Может ли называться мужественным тот борец, который еще при начале подвигов обнаруживает скорбное малодушие? Не печальтесь подобно детям, ведомым в училище, не ропщите на дни очищения».
В Прощёное воскресенье в церквях вспоминается изгнание прародителей наших Адама и Евы из райских кущей. Синаксарь в Неделю сырную начинается словами: «Мир с родоначальники горько да восплачет: снедию сладкою падший с падшими».
На литургии в воскресный день сыропустной седмицы словами Евангелия Церковь благовествует нам о том, что нужно для получения от Бога прощения грехов во время поста и как должно поститься.
И просьба к ближним: «Простите меня, грешного!» — лучшее начало для духовного очищения перед Великим постом!
"Русский Дом", №2/2009
Комментарии
В среду, 25 февраля в управлении культуры и искусства администрации города состоялась пресс-конференция, посвящённая проведению праздничных мероприятий «Прощай, Масленица!».
Рязанский городской сайт представляет подробную программу праздничных мероприятий «Прощай, Масленица!»:
25 февраля , 10.00, 26 февраля – 09.30, 11.00
Музыкальное театрализованное представление с играми и конкурсами «Масленица-краса и ее чудеса», МУК «Культурно-досуговый центр «Октябрь»26 февраля, 16.00
Тематический вечер для пожилых людей «Как на Масленой неделе», МУК «Дворец культуры «Приокский»28 февраля, 12.00
Детский праздник в Городском парке (ул. Ленина)28 февраля, 14.00
Проводы русской зимы – «Душа моя, Масленица!», Площадь Соборная1 марта, 12.00
«Проводы Русской зимы «Прощай, Масленица» Площадь перед муниципальным автономным учреждением культуры «Дворец культуры «Приокский»1 марта, 12.00
«Проводы Русской зимы «Прощай, Масленица», Поселок «Солотча»1 марта, 16.00
«Играй гармонь на масленице» муниципальное учреждение культуры «Муниципальный культурный центр города Рязани»1 марта, 14.00
Театрализованное представление «Дорогая гостья – масленица!» Площадка перед кульурно-досуговым центром «Октябрь»Подробный план проведения праздника «Душа моя, Масленица» 28 февраля
1. Город Рязань, улица Соборная, площадь Соборная, парк перед Кремлём.
12.00 – «Обжорный ряд» на улице Соборной14.00 – Официальное открытие праздника на главной сценической площадке (Соборная площадь): выступление представителей городской администрации и Прио-Внешторгбанка; театрализованное представление; концертная программа.
17.00 – Аттракцион « Ярмарочный столб».
18.00 – «Огненное Шоу». Театр «ЭКС» г. Москва. Сжигание чучела Масленицы.
18.30 – Окончание мероприятий, проводимых в рамках праздника.
2. Городской парк на улице Ленина
12.00 – 16.00 – «Праздник детства». Игры, конкурсы, розыгрыши, большая театрализованная программа, спортивный городок МЧС, детская эстафета по пожарно-прикладным видам спорта, полевые кухни МЧСОсновные площадки праздника: торговая ярмарка и «Обжорный ряд» – улица Соборная; «Праздник детства» – Городской парк на улице Ленина; центральная сценическая площадка – площадь Соборная; конкурсная площадка «Молодецкие потешки» – Кремлёвский парк; главный аттракцион праздника «Ярмарочный столб» – площадь Соборная.
RZN.info