Все мы привыкли, что художники рисуют свои шедевры на холсте или на листе бумаги. А вот рязанец Василий Иванович Грачёв для своих произведений выбрал нетрадиционный формат. Наш удивительный земляк рисует картины на контейнерах из пенопласта, в которые упаковывают самые разнообразные продукты в обычных магазинах.
Эта необычная идея родилась у нашего земляка четыре года назад. В тот день его супруга Валентина Николаевна как обычно принесла из магазина продукты. Она принялась готовить, освободила тару, которую уже намеревалась отправить в мусорное ведро, и тут Василия Ивановича осенило: а почему бы не попробовать разрисовать белоснежный контейнер?!
Хотя Грачёв профессионально не учился живописи, тем не менее он с детства рисовал — в школе, техникуме, институте. Когда сын Владимир пошёл в школу, талант моего героя оказался вновь востребован: стенгазеты в исполнении Василия Ивановича всегда получались особенно красивыми.
Да и на работе он выкраивал время и рисовал портреты своих сослуживцев. Вот только изящные профили коллег выходили из-под карандаша Василия Ивановича редко, так как свободные минутки на службе в облпотреб-союзе, в управлении торговли, а затем в облисполкоме выдавались не столь часто. К тому же постоянные деловые командировки по районам не способствовали развитию творчества.
Но с выходом на пенсию талант рязанца раскрылся в полной мере. Чтобы не сидеть дома без дела, Василий Иванович устроился вахтёром в Театр кукол.
— После шести часов вечера все уходили, заниматься было нечем, сидел и рисовал потихонечку на первой попавшейся под руку бумаге, —вспоминает Грачёв. — Сначала выходило не очень, а спустя некоторое время стало получаться. Одну свою картину повесил на стену, затем вторую, третью — так всю вахтерку и завесил.
Восемь лет Василий Иванович проработал в Театре кукол, потом был Театр драмы и Муниципальный культурный центр. И везде он совмещал работу с творчеством. Постепенно от карандашных рисунков перешёл на акварель.
— Мог бы писать картины маслом, да накладно, — говорит рязанец. — В таком случае рисовать их нужно на продажу. Но стоять на базаре я не люблю, хотя по образованию торговый работник.
Однако талант Василия Ивановича не остался незамеченным. Каждый раз, глядя на очередную картину рязанца, коллеги по работе восторгались его новым шедевром. А спустя некоторое время главный художник Театра кукол Наталья Ильинична Кузнецова организовала первую выставку работ нашего земляка. Дебют прошёл на ура, и с тех пор Грачёв постоянно устраивал выставки своих произведений. За это время у рязанца набралось почти три десятка экспозиций!
Однако четыре года назад открылась новая грань творчества Василия Грачёва.
— Посмотрел я на контейнер для упаковки, взял обычную шариковую ручку и провёл несколько линий, — вспоминает Василий Иванович. — Чувствую, чернила хорошо ложатся на пенопласт, и принялся рисовать. Смотрю, вроде что-то получается. Мне понравилось. За первым контейнером последовал второй, третий — так и увлёкся. Когда набралось примерно два десятка рисунков, отнёс их в Театр кукол. Кузнецова посмотрела и воскликнула: «Как здорово!» Да и остальным театральным работникам очень понравились мои творческие изыскания.
А они и не могли не понравиться. Когда я впервые увидел рисунки Грачёва на контейнерах в городской детской библиотеке № 5, то был просто поражён. До той минуты не представлял, что обычный упаковочный материал можно превратить в шедевр.
— Как у вас получаются такие удивительные картины?
— Сам не знаю. Беру ручку, и она сама начинает делать линии и изгибы. Так выходит абстракция. Причём благодаря вогнутой форме контейнера создаётся необычное впечатление. Если повернёшь контейнер по часовой стрелке, то рисунок начинает играть по-другому, на него можно смотреть бесконечно.
Однако только абстракциями творчество рязанца не ограничивается. У Василия Ивановича хорошая зрительная память. В советские времена он побывал за границей— посетил Венгрию, Югославию и Францию, так что среди рисунков на контейнерах я нашёл и Эйфелеву башню и старинные замки.
Больше всего нашему земляку нравится рисовать отечественные пейзажи. А берёзовые рощи особенно трогают душу. Неудивительно, что картины Василия Ивановича разлетелись по миру и сейчас его работы можно увидеть в Австралии и США. Причём родственники и знакомые выставляют шедевры рязанца на самое видное место квартире и, глядя на родные пейзажи, вспоминают свою далёкую родину.
Анатолий Агапов
Газета «Панорама города», №7 (664), 2009 г.