Железнодорожный мост на Северо-Кавказской дороге Владимир Шухов не только спроектировал, но и построил.
«В основном Шухов занимался лишь проектированием мостов, а затем по его проектам эти объекты и строились, – рассказывает вице-президент фонда «Шуховская башня» Сергей Арсеньев. – Но мост через реку Аше на Черноморском побережье инженер не только проектировал, но и строил. Таких мостов сегодня сохранилось всего два, второй – в Рязанской области».
Строительство моста потребовалось в связи с постройкой железнодорожной линии от станции Туапсе вдоль побережья Чёрного моря, через Сочи и Сухум до соединения с Закавказской железной дорогой. Возведение перехода началось в 1914-м, но сначала из-за войны, а потом и революции его монтаж затянулся более чем на десятилетие.
«Мост через реку Аше был открыт в 1926 году, – рассказывает заместитель начальника по инженерным сооружениям Сочинской дистанции пути Сергей Ерофеев. – Общая его длина составляет почти 190 м. В 1942 году мост был повреждён налётами немецкой авиации, но продолжал обеспечивать военное сообщение. Сегодня от старого моста остался лишь фрагмент, третий пролёт длиной 88 м, а остальные пролёты начиная с 1991 года постепенно заменялись». Но и сегодня на ферме можно увидеть следы от бомбёжки.
«Гудок», 19.02.09