Во второй половине XVIII века российская культура окончательно приняла светский характер, усвоив многие достижения европейской культуры. Однако в условиях сословного строя новые тенденции наиболее ярко проявились прежде всего в жизни дворянства. Простое население, даже в городах, еще длительное время сохраняло культурные традиции допетровской эпохи.
В XVIII веке внешний вид русских городов начал меняться. На смену традиционной бессистемной застройке пришла «регулярная» планировка, которая опиралась на здравый смысл и достижения европейской архитектуры. Улицы городов выравнивались и теперь пересекались друг с другом под прямым углом. Первым образцом такой планировки стала основанная Петром Великим столица Российской империи.
В связи с губернской реформой создавались «регулярные» планы для губернских и уездных городов. В 1780 году императрицей Екатериной II был утвержден «регулярный» план Рязани. Он наметил ту структуру центральной части города, которая сохранилась и сегодня.
После 1780 года начали прокладываться новые улицы. Переносились не только жилые и хозяйственные постройки, но и церкви, монастыри. Новая планировка города привела к перемещению основных центров городской жизни. Торговая площадь Нижнего Посада Переяславля-Ря-занского стала именоваться Старым базаром (в районе современной площади Свободы). И хотя торговля продолжалась, Старый базар утратил значение главного торгового места города.
Дорога со стороны Москвы вела через пригородную Троицкую слободу (через современный район вокруг вокзалов Рязань-I и Рязань-II) к главному въезду в губернский город—Московской заставе. Перед ней стояли закрывающийся на ночь шлагбаум и караульная будка, а также украшенные орлами столбы.
Московская улица шла к площади Нового базара (современная площадь Ленина). Она и стала главным торговым центром города.
От площади Нового базара отходили три улицы. Соборная вела к Успенскому собору. Ильинская площадь (нынешняя Соборная) превратилась в новый административный центр города.
«Регулярный» план Рязани, утвержденный Екатериной II. 1780 год. Реконструкция.
От Соборной шла под прямым углом Астраханская улица. Она вела на юг и завершалась Ямской заставой, за которой начиналась пригородная Ямская слобода.
Примыкавшие к Астраханской улицы делили эту часть города на прямоугольные кварталы. Параллельно Астраханской слева и справа шло по пять улиц. Пересекали ее четыре крупные улицы. На пересечении Астраханской и Владимирской улиц (современная улица Свободы) в конце XVIII века построили Гостиный двор, где предполагалось разместить лучшие торговые заведения.
Вплоть до начала XVIII века самыми крупными и выдающимися зданиями в России являлись церковные сооружения. Для Рязанского края расцвет церковного зодчества пришелся на конец XVII века. Затем на протяжении половины столетия строительство каменных зданий в городе прекратилось. Лишь после создания Рязанской губернии оно вновь ожило.
Вторая половина XVIII-первая половина XIX веков стали периодом подъема светского каменного строительства. Оно велось под руководством губернских архитекторов, состоявших на государственной службе. Первым из них был И. Г. Сулакадзев. Под его руководством в Рязани возведены два первых каменных общественных здания в стиле классицизма. В перестроенном виде они сохранились до наших дней.
Наулице Семинарской стоит Редутный дом, построенный в 1785 году. Он предназначался для собрания дворянства Рязанской губернии и других общественных мероприятий. На площади Соборной в 1786 году возвели здание, в котором размещались губернские учреждения—«Присутственные места» (сейчас—одно из зданий Обувной фабрики «Рязаньвест»).
В центральных кварталах строились городские усадьбы богатых жителей. Они занимали обширные территории и были окружены хозяйственными постройками. Обязательным элементом этих построек считалась расположенная отдельно от жилых помещений кухня.Дома большинства горожан оставались деревянными, в традициях древнерусского жилища.
Положительное влияние политики «просвещенного абсолютизма» на жизнь страны особенно заметно на примере развития народного образования. Ко второй половине XVIII века в крупных городах страны, в том числе и в Переяславле-Рязанском, существовали сословные учебные заведения для детей духовенства—духовные семинарии.
Редутный дом. Современное состояние.
Замыслы Екатерины II предусматривали создание во всех городах светских учебных заведений—народных училищ. В уездных городах открывались двухклассные «малые» училища. В каждом губернском городе предписывалось открыть «главное народное четырехклассное училище». Одним из первых в стране стало организованное в 1786 году Главное народное училище в Рязани.
В училища принимались мальчики всех сословий. Обучение в таких заведениях мало привлекало дворянство, потому что не давало их сыновьям преимуществ для прохождения службы. Среди учеников преобладали «разночинцы», то есть представители недворянских сословий. Они составляли около 80% учащихся.Получив образование, разночинцы могли поступать на государственную службу в качестве мелких чиновников или на частную службу к богатым помещикам и купцам, приказчиками.
Императрица и власти заботились, прежде всего, об образовании и воспитании дворянского сословия. Наиболее распространенным являлось домашнее обучение, когда родители нанимали частных учителей. Некоторые отправляли детей в столичные пансионы и кадетские корпуса.
Почта и телеграф. Здание построено в конце XVIII века специально под почтовую контору. Перестраивалось в XIX веке. Современный адрес—Почтовая, 59.
Большинство рязанцев не имело возможности самостоятельно дать своим детям хорошее домашнее образование, необходимое для успешной служебной карьеры. Число казенных мест в столичных сословных учебных заведениях было ограничено. Поэтому появилась мысль об обучении и воспитании детей малоимущих дворян.
В1787 году в Рязани при Главном народном училище создали Дворянский пансион. Он размещался на первом этаже Редутного дома. Главное внимание уделялось не образованию, а воспитанию детей, которых, в первую очередь, обучали говорить по-французски, танцевать, фехтовать и иметь «благородные» манеры.
XVIII век принес в Россию европейские развлечения—балы и театр. Для проживавшего в Рязани дворянства балы и маскарады проводились в Редутном доме. Желающие их посетить мужчины платили по 12 рублей, а женщины—по 6 рублей в год. Те из благородных гостей, кто не являлся постоянным посетителем, платили за вход 50 копеек.
Вторая половина XVIII века отмечена развитием в России театрального искусства. Рязань стала одним из первых провинциальных городов, где появился театр.
Духовное училище. Одно из первых каменных зданий Рязани постройки конца XVIII века. Перестраивалось в середине XIX века. Сейчас—гимназия №2.
В 1787 году построили специальное деревянное здание для театральных представлений под названием Оперный дом. Первый театр находился у въезда в губернский город со стороны Москвы, на углу нынешних улиц Семинарской и Каширина. Театр содержался за счет губернских властей.
Около половины площади двухэтажного здания приходилось на сцену и служебные помещения. В зрительном зале имелись партер, амфитеатр, ярус лож и галерея. За сценой находились специальные механизмы, позволявшие быстро менять декорации, показывать «полеты» и «превращения» действующих лиц. Освещался театр свечами.
Граф А. В. Салтыков писал о посещении рязанского театра в 1797 году: «Партер был освещен великолепно, платье и белье на судейских женах все было перемыто и перекатано, оркестр был многолюден, и зрителей было человек до ста... Поднялся занавес, и—блеснули прелести Воробъевской! Справедливость требует сказать, что она прекрасна; нежность лица и голос ее удивительны!.. Колпаков, который играл первую роль, имеет большие дарования; остальные не стоят быть упомянутыми».
Инициатива создания театра в Рязани принадлежала рязанскому и тамбовскому генерал-губернатору И. В. Гудовичу. Занимавший должность тамбовского губернатора Гаврила Романович Державин тоже стал проводить театральные представления, которые заинтересовали и самого генерал-губернатора. Г. Р. Державин писал в своих «Записках», что Гудович «зачинил к себе требовать артистов против воли губернатора (то есть Державина—примеч. авторов) в Рязань для устройства там театра и прочих увеселений».
По материалам книги "Мой родной город Рязань"