Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Опять истории немного…

Я, член ВЛКСМ с ноября месяца военного 1943 года, имел честь быть приглашенным на торжественное собрание комсомольцев всех поколений, посвященном 90-летию со дня образования Комсомола. Состоялось оно 1 ноября сего года в Алматы в Государственном Дворце Республики Казахстан.

Огромный, самый вместительный, зрительный зал Южной столицы (2962 места) был заполнен полностью преимущественно людьми старших возрастов, с чьим непосредственным участием вершилась история века прошедшего, в чьей памяти она ещё вживую хранится.

Безымянный Оргкомитет в пригласительных билетах сообщал, что начало собрания в 15.00, но накопление приглашенных у Дворца Республики и памятника Абаю началось задолго до этого времени. Как приятно было наблюдать за многочисленными при этом встречами пожилых и преклонного возраста людей. Сколько радости и приветливости было на их лицах! Обнимались, целовались, как улыбчивы были!

А каким изумительным по доброжелательной восприимчивости был контакт этих людей с тем, что проходило на сцене! В течение почти четырех часов (без перерыва!) развивалось на ней действо – сжатое ретроспективное воспроизведение истории их жизни, жизни трудной, боевой, яркой и созидательной во всех аспектах.

В начале действа – открытие собрания, строго выверенная, без излишеств, официальная часть с торжественным выносом через весь зал на сцену Государственного флага Республики Казахстан и Красного знамени ЛКСМ Казахстана армейскими офицерами РК; они же почетный военный караул на сцене у знамен. Далее – грандиозный концерт профессиональных мастеров искусств, с участием:

Государственной хоровой капеллы Республики Казахстан им. Б.Байкадамова, художественный руководитель и дирижер Заслуженный деятель РК Беимбет Демеуов (“В памяти останемся мы” А.Пахмутовой и Н.Добронравова, “Песня о тревожной молодости” их же и С.Гребенникова, “Темная ночь” Н.Богословского и В.Агатова).

Государственного ансамбля танца “Салтанат”, художественный руководитель и главный балетмейстер Заслуженный деятель РК Гульсауле Орумбаева (хореографическая композиция “Дружба”).

Государственного академического театра оперы и балета им.Абая (Па-де-де из балета Минкуса “Дон Кихот”, солисты С.Михлина и Я.Миргалиев).

Алматинского хореографического училища им. Селезнева (музыкально-хореографические композиции “Мы строим страну”, “Пингвины”, вариация из балета Пуни “Эсмеральда”, солистка Балкия Жанбурчинова).

Центрального музыкального колледжа им. К.Байсеитовой (ансамбль скрипачей – “Утро Родины” С.Еркимбекова, хор – “Орленок” В.Белого и Я.Шведова, соло – “Как молоды мы были” и “Нежность” А.Пахмутовой и Н.Добронравова, солистки Алтынай Жанабаева и Кира Муратова).

Лауреата премии комсомола Казахстана ВИА “Айгуль” (“Бэрiнде сен Сулу” – “Всех ты красивей” – А.Бейсеуова и М.Матискина).

Лауреата молодежной премии “Серпер” Союза молодежи Казахстана группа “Агнай” (“Попурри на темы комсомольских песен”).

Народного артиста Республики Казахстан Лаки Кесоглу (“Встреча друзей” Е.Мартынова и Р.Рождественского).

Лауреатов молодежной премии “Серпер” Союза молодежи Казахстана: Болата Хусаинова (“Главное ребята сердцем не стареть” А.Пахмутовой, Н.Добронравова и С.Гребенникова), Бахыт Шдаевой (“Юность моя” Л.Ермишева, Л.Ошанина), Бахтиара Тайлакбаева (“Птица счастья” А.Пахмутовой и Н.Добронравова).

Детско-юношеской спортивной школы №11 (хореографическая композиция “Стремление к победе”).

Лауреата премии комсомола Казахстана ВИА “Дос Мукасан” (“Атамекен”, Е.Хасангалиев, все участники концерта).

Происходившее на сцене возвращало ветеранов в их юность, в славное прошлое их великой страны, в которой они всюду, во всех уголках её безграничных просторов, были дома; хозяевами, а не униженными гастарбайтерами.

С экрана, расположенного на заднем плане сцены, в её глубине, шли в зал, струились, документальные исторические кинокадры об их жизни, трудах, боях и битвах, победе в величайшей войне, избавившей народы мира от порабощения и массового истребления в ходе уже проводившейся немецкими нацистами селекции, “очищения человечества от недочеловеков”. Кинокадры синхронно чередовались с происходящим на сцене, усиливая пафос восприятия всего действа.

Дух и героика совместной борьбы со злом и совместного созидания витал в пространстве огромного зала, дух былой дружбы, зовущий к её возрождению. Грусть и печаль по ушедшим, не дожившим тоже присутствовала … но гордость за них, за их жертвенность рядом же была, тоже к единству звала.

Отличный подарок подготовила ветеранам Комсомола постановочная группа концертной программы. Впечатляет её состав: Заслуженный деятель РК, лауреат премии Ленинского комсомола С.Михлин, Заслуженный деятель РК, профессор Ж.Капесов, Народный артист РК, лауреат премии Ленинского комсомола Р.Баисов, Заслуженный деятель РК М.Тукиев, Заслуженный деятель РК Г.Орумбаева, балетмейстер Г.Габбасова, художник-постановщик М.Билял, звукорежиссер Д.Жакипбеков, монтажник видео-ряда Д.Смагулова, администраторы В.Акбаров, М.Кадырова, Т.Кашкулин, С.Рогозова. Ведущие концерта – Заслуженный артист РК, лауреат премии Ленинского комсомола М.Токарев и Г.Дайрабаева.

А на выходе из зала ветеранов ожидал приятный сюрприз: в фойе были расставлены столики с отнюдь не скромным угощением. Столиков было так много, что вкушающие смогли угоститься в одну смену, без сутолоки и ожиданий. Хотя и в положении стоя, но удобно – столики были соответствующей высоты.

Ай да Оргкомитет, пожелавший инкогнито остаться! Оставшись безымянным, он в программке к концерту выразил сердечную признательность и благодарность за помощь в проведении мероприятия Акимату Алматы, Союзу Молодежи Казахстана, Государственному Дворцу Республики Казахстан, РТРК “Казахстан”, ТРК “Алматы”, гостиничному комплексу “Казахстан”, Компании “Terminal”, оргкомитетам городов Алматы и Астана, Алматинской, Мангыстауской, Атырауской, Южно- Казахстанской, Северо-Казахстанской и Кзылординской областей.

Привлечь себе в помощь такие силы, естественно, могли только весьма влиятельные в стране люди. Впечатляюще, грандиозно осуществили они свою акцию, которая не в “струю” определенным кругам “этнокультурной элиты”, зашоренным на собственной исключительности, пропагандирующим наше прошлое в мрачных тонах, вопреки объективной исторической действительности.

К слову, абсолютное большинство участников торжества, как на сцене, так и в зале, были казахской национальности… а в атмосфере дворца ни йоты проявления “титульности” – полное интернациональное единение! Так необходимое в многонациональном Казахстане…

Такая, вот, приятная история с историей, случившаяся в Алматы и практически замолчанная СМИ. Лишь “Казахстанская правда” 4 ноября на шестой странице дала небольшую заметку Е.Брусиловской “Как молоды мы были…”. Правильная публикация, но больно уж скромненькая по сравнению с фактическим содержанием прошедшего действа.

Впору вспомнить Абая: “Справедливость – мать всех благодеяний. Понятия совесть и честь исходят от справедливости”. К сожалению, не вспоминают. Добро во зло обращают, второе в первое “перекрашивают”, особенно в фактах – событиях исторических. Здесь кривда все более и более над истиной превалирует, себя, себе угодное восхваляя.

Приведу, к примеру, такие “перлы” из форума “Zona kz” по статье “Кто в РК хочет Россию предать?” от 29.10.2008: 1) “… с чего это у казахов увеличилась земля, когда, наоборот – при совке мы отдали часть земли узбекам, Оренбург, Омск и часть Астрахани ушли России, часть районов Южного Казахстана были присоединены с помощью военной силы…”; 2) “… до Москвы это наша территория и будет нашей, я имею в виду кыпчакской, это казахи, татары, башкиры, в общем, тюрки… Москву, может быть, оставим…”; 3) “… Насчет Казахского ханства, если бы казахи не образовали своего государства в 1465 году, тогда Русское национальное государство никогда бы не образовалось в 1480, так бы и торчали там сапоги монголов… Я считаю русским нужно благодарить казахов”; 4) со ссылкой на профессора Атауова и доцента Ибраева на республиканской межвузовской конференции: “В 1480г. с помощью Касимовского ханства получило национальную независимость Русское государство. С первых дней своего существования это молодое государство проявило свои имперские амбиции, рассматривая всю территорию Золотой орды как свою собственную”.

Об увеличении Российской империей жизненного пространства казахов я в своих публикациях в “Навигаторе kz”, “Zona kz” и других печатных изданиях писал неоднократно. Естественно, со ссылкой на серьезные авторитетные источники, например, “Шежире” Шакарима Кудайбердыулы. Повторяться нет нужды. Пожелавшему ознакомиться несложно ткнуть в поисковик своего компьютера – искомый текст высветится на экране; хочешь - читай, хочешь – включай принтер и получай распечатку.

А вот что пишет об увеличении казахских земель член-корреспондент Национальной Академии наук Республики Казахстан, историк и экономист, С.Е.Толыбеков в своем труде “Кочевое общество казахов В XVII- начале XX века” (Алма-Ата, 1971, с.271-292):

“… Территория кочеваний казахских жузов в XVIII в. расширилась по сравнению с той территорией, на которой они кочевали прежде. Если в XVI и XVII вв. условная граница казахской земли на западе доходила до Мугоджарских гор, на севере подходила к Арало-Иртышскому водоразделу, на востоке – к рекам Сары-су и Чу, а на юге – к р. Сыр-Дарье, то после года “великого бедствия” (1723г.) и в результате победы над джунгарами в 1729г., она продвинулась на севере до рек Убаган, Уй, Тобол и Орь, на западе – до р. Урал. Прежде здесь жили калмыки.

Исторические документы показывают, что на большей части занимаемой в XVIII в. территории казахи оказались позднейшими пришельцами, искавшими защиту у русского государства от Джунгарии, среднеазиатских ханств и своих более сильных племенных союзов”.

Автор сей цитаты удостоен чести опубликования его имени в Национальной энциклопедии “Казахстан” (Алматы, 2006г., т.5 с. 224 статья - Толыбеков Сергали Есимбетович). Объективность цитаты в его труде проиллюстрирована “Схематической картой изменений кочевий казахских племен со времени образования Казахского кочевого ханства (середина XV и начало XIX в.)”, а также картами “Казахское ханство в XV– XIX веках”, размещенных в разных вариациях в “Истории Казахской ССР с древнейших времен до наших дней” изданий разных лет – 1943-го по 1979-й – и “Истории Казахстана … в пяти томах” (Алматы, 1997г., с.97).

О Касимовском ханстве, с “помощью” которого в 1480 году “ получило национальную независимость Русское государство”. Что об этом говорят национальные энциклопедии?

Версия казахстанской энциклопедии (Алматы, 2005г., т.3, с. 184-185): “Касымовское ханство, Касымовское царство, Хан-керман, удельное княжество на территории России, созданное московскими князьями для татарских (тюркских) ханов, перешедших к ним на службу. Занимало территорию по р. Ока (сев.-вост. части совр. Рязанской обл.), населенную мещерой, мордвой и гл. образом мусульм. нас. Впервые пожаловано Василием II Темным казанскому царевичу Касым-хану (ок. 1450-56), по имени которого главный город области Городец-Мещерский стал называться Касымовым (Касимов). Касым был сыном основателя Казанского ханства Улуг-Мухаммада. После смерти Улуг-Мухаммада в 1446 в Казанском ханстве начинаются междоусобицы. В этой ситуации Касым переходит на русскую службу. В 1552 великий князь Московский пожаловал Касыму удел …” Цари” и “царевичи” Касимовского ханства назначались по усмотрению московского правительства из числа татарской знати, принявшей русское подданство… В 1681 Касимовское ханство перестало существовать и формально, став воеводством… В русских источниках население Касимовского ханства называют касимовскими татарами”…

Версия российской энциклопедии (Москва, 2006г., т. 20, с. 572-573): “Касимовское царство, удельное княжество на р. Оке, образованное во второй половине 15 века; выделялось великими князьями московскими и русскими царями служившим им татарским ханам. Первым владетелем этих земель был сын казанского хана Улу-Мухаммеда Касим-хан (ум. ок 1469); правил в 1452-68. Касим в 1446 прибыл к великому князю Василию Темному, спасаясь от своего брата Махмутека, хана Казанского… В 1452 Касим получил от великого князя городок Мещерский (Городец) на берегу Оки. По имени владетеля Городец стал называться Касимовым. В 1467 Касим неудачно ходил под Казань против хана Ибрагима… В 1681 Касимовское царство было упразднено”.

Как видим, в приведенных фрагментах двух энциклопедий нет противоречий; обе свидетельствуют – Касимовское ханство (царство) образовано Русским государством, а не наоборот.

Единственным из казахских султанов был касимовским “царем” (ханом) Ораз-Мухаммад – племянник Тауекель-хана. В 1600 году царь Борис Годунов пожаловал ему мещерский Городец с округами и титул царя касимовских татар. Убит в 1610 году Лжедмитрием II. Подробности – в монографии доктора исторических наук Турсуна Султанова “Поднятые на Белой кошме” (Астана, 2006г. с. 193-201).

И пассаж “торчания сапог монголов” – небылица, подобная “роли” Касимовского ханства в “избавлении русских от татаро-монгольского ига”. Последовательное раздробление Улуса Джучи (“Золотой орды”) на Большую орду, Кок-орду, Ак-орду, Ногайскую орду и ханства – Казанское, Крымское, Астраханское, Узбекское (Абулхайра), естественно, не могло не ослабить силы угнетателей русских;им уже не мощь “Золотой орды” противостояла.

Но причем тут небольшое феодальное владение джучдов Гирея и Джанибека, полученое ими в начале 60-х годов XV века в дар от правителя Моголистана Есен Буга-хана в долине р. Чу, Курдайском нагорье и пустыне Бекпакдала? Это феодальное владение превратилось стараниями своих владетелей в Казахское ханство лишь в 1470-71 годах, не в1465-м (см. вышеназванную монографию Т.Султанов, с. 124-128). В это время Московское княжество было уже практически независимым государством.

В 1471-м хан Большой орды Ахмат, заключив военный союз с великим князем литовским Казимиром, попытался укротить непокорную Москву. Его войско подошло к городку Алексин на реке Оке и сожгло его. Но подоспевшая московская рать вынудила его отступить. В августе 1480 года Ахмат-хан пошел в новый поход на Москву, но вновь был остановлен. На этот раз на реке Угра, притоке Оки. Четырехдневное сражение не принесло Ахмат-хану успеха, москвичи не позволили ему переправиться через реку. Началось “стояние на Угре”. Ахмат-хан ждал подхода войска своего союзника Казимира. Не дождался. Начались морозы и мор от голода и болезней в войске Ахмат-хана; 11 ноября он увел его на юг. Насовсем. Уже 6 января 1481 года Ахмат-хан погиб в сражении с союзником ногайцев тюменским ханом Ибаком.

Такова историческая правда, как ни горька она для русофобов, пытающихся себя её попранием возвеличить. История не имеет сослагательного наклонения. Истина всегда остается истиной.

Дополнительная информация для тех, кто упрямо стоит на своем, истину историческую отвергая. Националистами, естественно, были все казахские ханы. Но на странице 71 монографии “Поднятые на Белой кошме” читаем: “В источниках, соответственно, два типа правителей: первый – образцовые, пользующиеся особой популярностью благодаря своим положительным качествам, второй – непопулярные, ставшие одиозными, правителями”.

К первым, особо в народе почитаемым – великим - автор относит Касым-хана (1511-22гг.) Хакк-Назар-хана (1548-80гг.), Таваккул (Тевекель, Тауекель)-хана (1582-98гг.), Тауке-хана (1680-1718гг.). Последнего выделяет особо, пишет: “Тауке был последним казахским ханом, власть которого признавалась во всем государстве. После его смерти подняли голову кельте ханы (“мелкие ханы”) и во всех трех жузах казахов появились свои властелины…”.

Все четверо устанавливали с Русским государством дипломатические связи и добрососедские отношения, “были в миру”, в то время как с другими соседями чаще в состоянии войны находились. И опять автор Т.Султанов выделяет Тауке-хана: “Только в 1686-1693гг. Тауке-хан отправил в Россию пять посольств… Сохранилось письмо Тауке-хана Петру I, составленное в 1694г. с предложением о подержании дружественных отношений с Россией… В 1717г. Тауке-хан возбудил просьбу о подданстве казахов России. Но переговоры о подданстве были прерваны смертью Тауке-хана в 1718г.”.

Шакарим, племянник и воспитанник Абая, тоже записывал свои мысли. Вот одна из них: “Тот, кто не сумел отречься от лжи, не найдет в себе мужества отказаться от злых намерений”. Это персонально адресую форумщику, выдавшему под псевдонимом Азамат 29.10.2008 в 13:26 в Интернет: “до Москвы это наша территория и будет нашей… Москву может быть оставим…”.

На посошок свеженький пример. 21 декабря в 08:05 ведущие программы “День веков. Хронограф” телеканала “ТАН” Ю. Смирнов и Л. Шахова упоенно рассказывали, как хан Батый во главе 140-ка тысячного войска Русь покорял и 21.12.1237г. штурмом брал русский город Рязань, разрушил и сжёг его, а непокорных рязанцев поголовно истребил. Автор озвученного ведущими текста явно восхищался содеянным Бату-ханом злодеянием, симпатизировал ему, в унисон “… это наша территория и будет нашей, я имею в виду кипчакской, это казахи, татары, башкиры, в общем, тюрки…”.

Ювеналий ЧИСЛОВ

ZonaKZ

Казахское ханство в XV-XVI веках. Карта изменений кочевий казахских племён
5
Рейтинг: 5 (1 голос)
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте