СВЯТОГО ПЕТРА ЧЕЛЬЦОВА
и каждый священник страдает со Христом
и во священнике страдает Христос»
Святой праведный пресвитер
Петр Чельцов, исповедник
Петр Алексеевич Чельцов родился 20 августа 1888 года в селе Шехмино Рязанского уезда Рязанской губернии, в семье псаломщика церкви в память о сошествии Святого Духа на Апостолов Алексея Петровича Чельцова. В 1904 году Петр окончил Рязанское Духовное Училище, в 1910 году – Рязанскую Духовную Семинарию (по первому разряду) и на казённый счет был направлен в Киевскую Духовную Академию.
Петр Чельцов
Студент Киевской ДА. 1910 г.
По окончании 1 курса он был уволен (по прошению) и в 1911 году повенчался с Марией Ивановной Стародубровской. 10 октября 1911 года Петр Чельцов был определен на священническое место к Георгиевской церкви села Уляхина-Юрьева Городища Касимовского уезда Рязанской губернии, а 16 октября Епископом Рязанским Димитрием рукоположен во пресвитера.
Маря Стародубровская
Выпускница Ряз. Епархиального
Женского училища. 1909 г.
В августе 1912 года батюшка поступил на второй курс Киевской Духовной Академии, которую окончил в 1915 году со степенью кандидата Богословия, с правом получения степени магистра Богословия без новых устных испытаний. Он был назначен преподавателем Ветхого Завета в Смоленскую Духовную Семинарию, а затем законоучителем и инспектором классов Смоленского Епархиального Женского Училища. 27 декабря 1915 года Епископ Смоленский Феодосий наградил его набедренником, а 6 мая 1916 года – скуфьей.
31 июля 1916 года преосвященный Феодосий назначил отца Петра товарищем председателя Братства преподобного Авраамия Смоленского (председателем был сам епископ). 8 августа того же года Чельцов был избран членом епархиального комитета помощи жертвам войны, 24 сентября – назначен редактором «Смоленских Епархиальных Ведомостей».Петр Алексеевич Чельцов участвовал во Всероссийском съезде педагогов и деятелей духовных школ, проходившем в Москве 25 мая – 5 июня 1917 года. По избранию от клира Смоленской епархии, он был членом Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. 25 февраля 1917 года он был награжден камилавкой, а в декабре – золотым наперсным крестом.
После закрытия в 1918 году духовных учебных заведений батюшку призвали солдатом в тыловое ополчение как не имеющего прихода. Вскоре приходским собранием Ильинской церкви он был избран священником этого смоленского храма и утверждён епархиальным начальством.
18 апреля 1921 года Петр Чельцов был возведён в сан протоиерея. Он преподавал гомилетику и литургику на пастырских курсах, организованных в 1921 году епархиальным начальством, а также был экзаменатором кандидатов во диаконы и священники.
6 апреля 1922 года отец Петр был арестован по подозрению в оказании сопротивления при изъятии церковных ценностей. Обвинение не подтвердилось, и за отсутствием состава преступления дело прекратили.
В 1924 году он находился под арестом в течение 10 дней – в связи с проходившим в Смоленске съездом обновленческого духовенства. Его, ревностного последователя Патриарха Тихона, сочли нужным изолировать.
В 1923 году Святейший Патриарх Тихон наградил Петра Алексеевича крестом с украшениями, в 1927 году – митрой.20 июня 1927 года митрофорный протоиерей был арестован в третий раз, по обвинению в групповой антисоветской деятельности и распространению контрреволюционной литературы – приговорён к трем годам концлагеря. Заключение отбывал на Соловках, где окончил фельдшерские курсы и работал фельдшером. В октябре 1929 года он был досрочно освобождён из лагеря и сослан на три года в город Кадников Вологодской области, где работал на дому сапожником.
7 марта 1933 года отец Петр был вновь арестован и обвинён в том, что являлся участником антисоветской группы из числа ссыльных и проводил среди населения контрреволюционную агитацию, за что приговорён к трем годам заключения в концлагерь. На этот раз отбывал срок в исправительно-трудовой колонии в Коноше.
После освобождения, в апреле 1936 года, батюшка был определён настоятелем Казанской церкви села Нарма Курловского (ныне Гусь-Хрустального) района Владимирской области. В 1941 году храм был закрыт, а священник арестован за неуплату налогов и приговорён к 1 году заключения в Угличском ИТЛ.
16 апреля 1943 года архиепископ Ярославский и Ростовский Иоанн (Соколов), управляющий Владимирской епархией, определил Петра Чельцова священником Христорождественской церкви села Заколпье Курловского района.
18 июня 1949 года (батюшке шел шестьдесят первый год!) его арестовали в шестой раз – по обвинению в том, что «…выступал с антисоветскими проповедями. …призывал колхозников на невыход на работу и отказ от участия в выборах депутатов в Верховные и местные органы Советской власти. В своем доме хранил монархическую литературу» (у него были конфискованы два портрета Государя Императора Николая II и 46 книг, среди которых были две Библии, жития святых, Киево-Печерский патерик, сочинения глубоко почитаемого им святого праведного Иоанна Кронштадтского – 5 книг (в том числе «Моя жизнь во Христе»), «Царствующий дом Романовых», сборники православных журналов).
Заключенного осудили на 10 лет и этапировали под усиленным конвоем (как особо опасного преступника) в лагерь Минеральный близ станции Абезь Печерской железной дороги.
В конце октября 1955 года престарелого инвалида II-й группы досрочно освободили, и батюшка выехал в село Заколпье под опеку матушки, где находился под гласным надзором как ссыльный поселенец, ежемесячно являясь в Курловскую районную комендатуру на регистрацию.
В декабре 1955 года Петр Алексеевич поехал к Онисиму, епископу Владимирскому, за назначением. В поезде он встретил двух женщин – старосту и казначея церкви села Пятница (близ поселка Великодворье), которые тоже ехали к Владыке – просить священника ко храму великомученицы Параскевы Пятницы (служивший прежде батюшка 2 декабря 1955 года вышел за штат). Они знали отца Петра по службе в Заколпье и уговорили его быть священником в их храме. Так, промыслом Божиим, 13 декабря 1955 года он подал Владыке прошение. И в тот же день назначение было подписано.
Протоиерей Петр Чельцов, 1956 г.
Когда в 1955 году Петр Алексеевич Чельцов поселился в селе Пятница Гусь-Хрустального района Владимирской области, приходившая к нему блаженная раба Божия по фамилии Романова, изрекла и неоднократно повторяла: «Потекут в Пятницу ключи…».
И потекли ключи в это затерянное среди мещерских болот село – с разных концов русской земли стали приезжать к нему люди: из Владимирской, Рязанской, Московской, Вологодской, Нижегородской областей, из Мордовии, Чебоксар, Ижевска, Казани, Смоленска, с Урала и других мест. Это были люди простые и высокопоставленные, духовенство и архиереи, монашествующие. Приезжали за советами и утешением в скорби, за благословением и исцелением душевных и телесных недугов. Накладывая на больное место епитрахиль или руку, отец Петр говорил: «Я не врач, я помочь не могу, я молиться буду и Господь исцелит».
В Пятнице отец Петр с первых дней завоевал уважение и любовь прихожан. Всевышний даровал батюшке способность ясно мыслить и облекать мысль в благое слово. Он служил своей пастве и молитвой, и примером благочестивой жизни, и милостыней, и благодатными дарами прозрения и исцеления. Его ещё при жизни называли святым.
День его строился так: в три часа ночи батюшка вставал на домашнюю молитву, а в половине пятого утра был уже в храме – совершал исповедь, принимал людей; затем служил Божественную Литургию, водосвятный молебен с акафистом и панихиду по полному чину. Около 12 часов, уставший, до изнеможения, шел домой. Через час он опять уходил в церковь – служить заказные водосвятные молебны, или привозили покойника на отпевание… С 16.30 до 20-21 часа – всенощная.
Требы Петр Алексеевич совершал безотказно – крестил, венчал, причащал, соборовал. Отпусков у батюшки не было, он никогда не выезжал из Пятницы на дальние расстояния. Каждый день он служил для приезжих водосвятный молебен за болящих. Воду разбирали паломники, а остатки этой воды выливали в вырытый около его дома колодец. Отец Петр благословлял брать воду из него, говоря: «Пейте водицу, моё благословение в ней».
Колодец у дома святого Петра Чельцова, с. Пятница, 2008 г.
Службы митрофорного протоиерея Петра Чельцова были великолепно-торжественны, без поспешности и сокращений, в церкви пели на два клироса. В Великий пост батюшка причащал до 500 человек. В эти дни он стоял со Святой Чашей до одервенения ног.
Архиепископ Брянский и Севский Мелхиседек (Лебедев) вспоминал: «Он проводил общие исповеди, но не типовые, а особенные. Батюшка глубоко знал душу человеческую, умел сострадать немощам человеческим, помогал людям бороться с грехом. Я не встречал священника, который бы молился так проникновенно, как отец Петр. А Божественную литургию он всегда совершал со слезами. Люди чувствовали силу его молитв».
Духовными чадами протоиерея Петра Чельцова были многие священники Владимирской, Рязанской, Московской и других епархий. Архимандрит Авель (Македонов) – скончавшийся в прошлом году наместник Иоанно-Богословского монастыря – с отроческих лет почитал своего земляка как Божия человека. Архиепископ Онисим (Фестипатов) часто советовался с отцом Петром по богословским вопросам. Его почитали митрополит Никодим (Ротов), митрополит Николай (Кутепов), архиепископ Мелхиседек (Лебедев), архимандрит Кирилл (Павлов), протоиерей Виктор Кукин...
Отец Петр жил с Богом, в Боге и под Богом. В нем обитал исконный русский дух, иже еси выходец из древнего духовного рода. Неопустительно соблюдал он каждодневное служение Богу и людям, сохраняя нравственное предание Русской Православной Церкви и традиции предков.
Это был духоносный, мудрый и прозорливый старец – истинное воплощение святоотеческого Православия. К людям был внимателен и великодушен, всех помнил, издалека узнавал, и рассказывать ему ненадобно – насквозь видел каждого. Даже в преклонном возрасте, когда батюшка был тяжело болен, глаза его оставались молодыми и ясными.
Верная его помощница и сподвижница матушка Мария Ивановна – будто бы от духа и плоти жен-мироносиц. Особым подвигом их совместной жизни было то, что они не имели супружеских отношений. Эта благочестивая чета избрала самое высокое служение Богу – под стать святым супругам-мученикам Адриану и Наталии, преподобным благоверным Петру и Февронии Муромским.
К празднику Пасхи 1963 года протоиерей Петр Чельцов был награжден правом служения Божественной Литургии с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш». В 1967 году ему был вручён орден Святого князя Владимира II-й степени, в 1968 году – второй крест с украшениями.
Летом 1972 года отец Петр тяжело заболел, но продолжал совершать богослужения. В последний раз он служил 21 июля, в день памяти Казанской иконы Божией Матери. Последние земные дни свои проводил без пищи и сна, в полузабытьи молился, ежедневно причащался Святых Христовых Тайн.
Скончался батюшка в день памяти святого благоверного князя Александра Невского, 12 сентября 1972 года, в 8 часов 45 минут. Отпевали его 14 сентября, чин погребения совершал архиепископ Владимирский и Суздальский Николай в сослужении собора клириков из разных епархий. Отец Петр был погребен за алтарём Пятницкого храма.
Село Пятница, церковь Параскевы Пятницы. Фото 2008 г.
Матушка Мария прожила чуть больше своего супруга – скончалась она 4 декабря 1972 года, на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Перед смертью она часто повторяла: «Ведите меня домой» (так она называла храм). Попросила: «Рядом с батюшкой меня не хороните, когда отойду. Отец Петр у Престола стоит, а я недостойна». Её похоронили к северу от алтаря Пятницкой церкви.
Неугасимая лампада на месте упокоения
матушки Марии. Фото 2008 г.
На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной церкви, состоявшемся 13-16 августа 2000 года, отец Петр был прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских XX века. 22 октября того же года были обретены его честные мощи и положены в храме великомученицы Параскевы Пятницы.
Честные мощи святого пресвитера Петра,
исповедника Великодворского в церкви Параскевы Пятницы
(святой образ его в полный рост – на открытой крышке раки). Фото 2008 г.
с благоговением перед подвигом 60-летнего
исповеднического служения Петра Чельцова,
претерпевшего более 15 лет в тюрьмах
и ссылках за веру Христову