МОЙ ПРЕДОК – РОБИН ГУД!
М.Б.Оленев2005 г. «Бери! Я себе еще нарисую!...
Они действительные! Вот подпись и печать:
министр финансов и адъютант Попандопуло из Одессы»
(Попандопуло. «Свадьбы в Малиновке»)
История учит тому, что ничему она не учит!
Человек, занимающийся генеалогией, не может быть ПРОСТО генеалогом. Он должен быть при этом ИСТОРИКОМ. Ну, а историк не может существовать «сам по себе», для вящего, так сказать удовлетворения каких-то там «естественных потребностей». Любая наука (образно система знаний) имеет вполне «прикладной характер» (как локального, так и глобального масштаба).Я, например, своему сыну объясняю популярно, зачем ему нужна математика. Хотя бы для того, чтобы покупать продукты в магазине и получать сдачу, чтобы тебя не обманули. Помните знаменитый фильм режиссера А.Л. Птушко по книге Евгения Шварца «Сказка о потерянном времени» (1964 г.)? Когда мальчик-школьник, превращенный злыми волшебниками в седовласого дедушку (за то, что не умел ценить время), пытался продать с лотка яблоки? Что у него получилось, думаю, все помнят.
Конечно, это примитив! Но, не буду же я 10-летнему ребенку объяснять, что сложные математические формулы просто необходимы для финансовых операций. Например, для определения доходности по банковским вкладам, игры на курсе акций или облигаций, рынке Forex и т.п.
Да, мало ли где…
ПРИДЕТ ВРЕМЯ – ОБЪЯСНЮ И ЭТО!
Так зачем же нам нужны такие науки как история и генеалогия? Давайте не будем углубляться в дебри определений и попробуем понять для себя, «на пальцах». Начнем со второй. Кто-то из ученых мужей предложил отнести ее в разряд т.н. вспомогательных исторических дисциплин. Ну, что ж. Весьма мудро!В переводе на русский язык это означает, что генеалогия должна ПОМОГАТЬ РЕШАТЬ проблемы более крупной и масштабной науки – истории.
Однако, для многих (увы, увы!) эта под-наука (ну, а как ее после этого обозвать?) «вырвана» из контекста и превращена просто в любимое занятие. Я (упаси Боже!) ни в коем случае не против этого!
Наоборот! Попытки составить родословную (причем не важно чью) сродни разгадыванию кроссвордов или щелканью семечек. Не оторвешь! А конца и края не видать – ведь хочется-то проникнуть все дальше и дальше.
Однако, генеалогия, как система знаний со своими источниками, не «висит в воздухе». Все источники, которые содержать хоть малую толику сведений генеалогического характера, так или иначе, относятся к истории.
ЭТО – ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ.
Вот здесь-то и возникает вопрос о подлинной ЗНАЧИМОСТИ истории, о ее «нужности» и «полезности» и предназначении.Наука история нужна нам совсем не для того, чтобы ГОРДИТЬСЯ славным прошлым. Конечно, это делать нужно. Но, это побочное, и, если хотите, вспомогательное. Это все равно, что, затевая какой-нибудь бизнес, делать упор на виртуальных «прибылях» вместо того, чтобы считать реальные расходы (траты) и смотреть, за который срок все это окупится.
Ошибки (или наоборот) наших и чужих предков знать необходимо, чтобы уметь играть в такую «взрослую игру» как политика и управлять такой «машинкой» как государство!
ВОТ ИСТИННОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ИСТОРИИ!
Как это не противно (для некоторых), увы, но это так! История – это наука политиков и для политиков! Вот ее «прикладной характер»!Поэтому историк не может и не имеет права быть УЗКОСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМ, например, досконально знать события и факты Древнего мира, хладнокровно «плавать» среди «апелл», «релегаций» и «эсимнетов», и абсолютно не разбираться в реалиях сегодняшнего дня.
ДЛЯ ЧЕГО? ЛЮБОПЫТСТВА РАДИ?
Это все равно, что быть врачом-гинекологом и не уметь оказывать первую медицинскую помощь (хотя бы делать искусственное дыхание).
НУЖЕН ЛИ ТАКОЙ ВРАЧ?
К сожалению, порядком избитая фраза «история учит тому, что она ничему не учит», полностью справедлива. С этой наукой в магазине делать нечего! «Прикладной характер» науки истории нужен лишь самим ученым (в отличие от математики, например, чью полезность для современного руководителя любого ранга оспорить сложно; ну, хотя бы взятки брать или «очки на бумаге втирать» – тоже ведь надо умеючи!).Конечно, можно исписать горы бумаги, изощряясь во всевозможных терминах и определениях, дабы охарактеризовать значимость и полезность истории для «рядового потребителя». Только вот на пользу это не пойдет!
В целом, фраза «поэтом можешь ты не быть» (если ее немного видоизменить) здесь применима и весьма актуальна!
В свое время только Карл Маркс скрупулезно прошелся по всей исторической науке от времен рабовладельческих до капиталистических. Правда, с одной лишь целью: найти подтверждения (в виде фактов) собственной теории. Все остальное, противоречащее его взглядам, основоположником научного коммунизма отметалось начисто!
В остальном же
ИЗ ИСТОРИИ БЕРУТ ТОЛЬКО ТО,ЧТО НУЖНО В НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ!
Вспомним, что «вождь всех времен и народов», выстраивая свою «вертикаль власти», в конце 30-х гг. был вынужден обратиться к героям славного прошлого. И на свет (словно грибы!) стали появляться, ставшие легендарными, кинофильмы «Петр Первый» (1937-39), «Александр Невский» (1938), «Минин и Пожарский» (1939), «Суворов» (1941), «Иван Грозный» (1945).Да и совсем уж сказочные кино-герои Сергея Столярова в фильмах «Руслан и Людмила», «Василиса Прекрасная» (1940), «Кощей Бессмертный» (1945) СВОИМ ПОЯВЛЕНИЕМ на свет Божий обязаны ОТНЮДЬ НЕ ТВОРЧЕСКОЙ ФАНТАЗИЕЙ выдающегося режиссера Александра Роу.
Замечу: больше такого в славную советскую эпоху (ни до, ни после!) НЕ БЫЛО!
НЕ НУЖНО БЫЛО!И ВСЕ!
Стоит ли объяснять, ДЛЯ ЧЕГО ИМЕННО И В КАКОЙ ЭТО МОМЕНТ ВРЕМЕНИ Иосифу Виссарионовичу понадобились воспетые в песнях и ославленные в сказаниях русские военачальники?Кстати, чуть раньше (в конце 20- начале 30-х гг.) задача у товарища Сталина была несколько иной. В начале 30-х годов СССР попрощался с подчеркнутым аскетизмом 20-х. Советская пресса неожиданно начала активно публиковать рекламные объявления. Свою прямую функцию они выполнить не могли (полки магазинов по-прежнему были пусты), но сообщали читателям, что на свете существуют предметы роскоши (например, одеколон). В среде советской элиты входили в моду теннис, фокстрот и джаз, а в московских ресторанах можно было не только вкусно поужинать, но и послушать хорошую музыку. Тот же джаз давали в «Метрополе» (Антонин Зиглер) и «Национале» (Александр Фасман и Леонид Утесов), в «Праге» выступали цыгане. Для людей попроще в городах открывали многочисленные танцевальные школы.
Именно в начале 30-х агитпроп стал создавать образ ССР как счастливой страны, жителям которой хочется петь и смеяться. Идеальной, доступной миллионам фор¬мой подачи сказки про счастливую жизнь советского человека была признана музыкальная кинокомедия.
«В это время,— вспоминал Григорий Александров,— был выдвинут лозунг давать комедии. Центральный комитет партии созвал конференцию кинематографистов, а которой был провозглашен тезис: «Смех — родной брат силы» [1].
Веселые фильмы рекомендовалось ставить крупнейшим режиссерам. И они были поставлены. Любимыми фильмами самого Сталина стали работы Г.В.Александрова, умевшего (как никто другой) улавливать настроение вождя и насущные задачи – «Веселые ребята» (1934 –в заграничном прокате фильм демонстрировался под названием «Москва смеется»), «Цирк» (1936), «Волга-Волга» (1938).
ТАК РОДИЛАСЬ НА СВЕТ «САМАЯ ВЕСЕЛАЯ СТРАНА В МИРЕ»!
Да и сам творец коллективизации и индустриализации был просто воплощением юмора. Рассказывали, что во время какой-то встречи вождь всех времен и народов долго тряс руку всенародно известной актрисе Л.П.Орловой и долго сокрушался, какая она маленькая и худенькая:
- Тебя муж обижает?.. Он что, тебя не кормит совсем? – нахмурившись, спросил Сталин (со всеми женами Иосиф Виссарионович обычно разговаривал на «ты»).- Бывает, - ответила в шутку Любовь Петровна, - но редко…
- Скажи ему, что если будет обижать, - улыбаясь, сказал вождь, - мы его повесим.
Александров, находившийся рядом и полагая ситуацию забавной, решил «подыграть»:
- За что, товарищ Сталин?
- За шею, - веселым шепотом ответил вождь [2].
Ну, а больше всего любили и любят все люди на земле чудесные превращения «из грязи в князи». Это является негласным постулатом Голливуда и Болливуда и прочих крупнейших студий по формированию общественного сознания.Помните знаменитый на всю страну фильм «Светлый путь» с несравненной 37-летней графиней Л.П. Орловой в роли молоденькой 20-летней девушки Тани? Вот здесь гениальный режиссер Г.В. Александров убедительно показал (с музыкой, песнями и плясками – как раз в духе самой счастливой страны) процесс превращения Золушки в принцессе (точнее, неотесанной деревенщины и домашней прислуги в депутата Верховного Совета). Как и положено, в «сказке про Золушку», в фильме есть добрая фея (она же секретарь парткома), которая безо всякого напряжения решает проблемы стахановки Тани. А когда ударнице коммунистического труда становится окончательно невмоготу, на помощь ей приходит телеграмма от совсем уж могучего волшебника (то бишь, товарища Молотова).
Комментарии
Они действительные! Вот подпись и печать:
министр финансов и адъютант Попандопуло из Одессы»
(Попандопуло. «Свадьбы в Малиновке»)
Экранизация одноимённой оперетты Б. А. Александрова называется «Свадьба в Малиновке».
Вспомним, что «вождь всех времен и народов», выстраивая свою «вертикаль власти», в конце 30-х гг. был вынужден обратиться к героям славного прошлого. И на свет (словно грибы!) стали появляться, ставшие легендарными, кинофильмы «Петр Первый» (1937-39), «Александр Невский» (1938), «Минин и Пожарский» (1939), «Суворов» (1941), «Иван Грозный» (1945).
Съёмки первой серии фильма «Пётр Первый» были закончены в 1937 г., второй – в 1938 г.
Первая серия фильма «Иван Грозный» вышла на экраны в 1945 г., вторая – в 1958 г. Третья серия так и не была закончена.
Да и совсем уж сказочные кино-герои Сергея Столярова в фильмах «Руслан и Людмила», «Василиса Прекрасная» (1940), «Кощей Бессмертный» (1945) СВОИМ ПОЯВЛЕНИЕМ на свет Божий обязаны ОТНЮДЬ НЕ ТВОРЧЕСКОЙ ФАНТАЗИЕЙ выдающегося режиссера Александра Роу.
Фильм «Руслан и Людмила» (1938).Фильм «Василиса Прекрасная» был поставлен в 1939 г., но премьера его состоялась в 1940 г.
Фильм «Кащей Бессмертный» был поставлен в 1944 г.
Тот же джаз давали в «Метрополе» (Антонин Зиглер) и «Национале» (Александр Фасман и Леонид Утесов)…
Наверное, речь идёт о Цфасмане Александре Наумовиче (1906 – 1971).
Именно в начале 30-х агитпроп стал создавать образ ССР как счастливой страны, жителям которой хочется петь и смеяться.
Наверное, речь идёт о СССР.
Помните знаменитый на всю страну фильм «Светлый путь» с несравненной 37-летней графиней Л.П. Орловой в роли молоденькой 20-летней девушки Тани?
Л. П. Орлова родилась 29 января (11 февраля) 1902 г. Фильм «Светлый путь» был снят в 1940 г. Выходит, «несравненной графине Л. П. Орловой» в нём было 38 лет.
Современник Лэнглэнда Джеффри Чосер в «Троилусе и Кризейде» упоминает «заросли орешника, где гулял веселый Робин.
По-русски это произведение Дж. Чосера называется «Троил и Крессида».
Вильгельм Телль (так звали отца мальчика) в этот день игнорировал шляпу, водруженную на шесте Германом Гесслером, деспотичным губернатором, присланным из Вены.
Альбрехт (или Герман) Гесслер являлся ландфогтом в Альтдорфе.
Гесслер постановил, что в его отсутствие шляпа будет олицетворять собой его власть. И всем проходящим мимо надлежит остановиться и засвидетельствовать ей свое почтение. Непочтительное поведение Телля не осталось незамеченным.
На шляпе был изображён герб эрцгерцога, и жители Альтдорфа кланялись ему как символу власти Габсбургов.
Вспомните, что говорил Остап Бендер «уважаемому господину из Парижа» (а это – 20-е гг. XX века, почти сто лет минуло уж):- При современном развитии печатного дела на Западе изготовить советский паспорт – это такой пустяк, что об этом даже смешно говорить!
Остап Бендер сказал несколько иначе: «При современном развитии печатного дела на Западе напечатать советский паспорт-это такой пустяк, что об этом смешно говорить...».
Ю. Саранцев, озвучивший А. Гомиашвили, сказал так: «При современном развитии печатного дела на Западе изготовить советский паспорт-это такой пустяк, что об этом даже смешно говорить...».
А. Миронов сказал так: «При современном развитии печатного дела у них на Западе подделать советский паспорт-это такой пустяк, о котором даже смешно говорить...».
Кстати, здесь можно вспомнить и о судьбе ВСЕХ пропавших подлинников. Может быть, кое-кто и забыл, но я напомню финал одной прелюбопытной истории. Не помню точно, в каком именно (2001 или 2002 гг.), аккурат перед началом судебного заседания по делу лопнувшего во время августовского кризиса 1998 года банка «МЕНАТЕП», в Тверской области затонул (!!!) грузовик со ВСЕМИ (!!!) документами этого щекотливого дела.Те, у кого с мозгами все в порядке, лишь криво ухмыльнулись. Интересно, а нашлись те, которые поверили в этот бред?
Эта история произошла не в 2001 и не в 2002 году, а 24 мая 1999 года.
Закончить я бы хотел словами еще одного известного кино-героя, кумира многих молодых людей середины-конца 80-х гг.:- Какую безрадостную картину Вы нарисовали! Тогда уж лучше без машины!
Иван Мирошников определил картину как мрачную, а не безрадостную.
Мой прадед Радушкевич Виктор Иосифович был директором женской гимназии в городе Рязани. Существует ли она теперь? Как связаться с краеведческим музеем? Сохранилась ли церковь в селе Телятники Сапожковского уезда?
Извините, если вопросы покажутся Вам проявлением моей лени.Я занимаюсь генеологией недавно, у меня уже составлено древо, но мало опыта...
С уважением Татьяна Юрьевна.