Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Площадь Победы: записки краеведа.

С.В.Пасынков

Многим рязанцам известно, что на пл. Победы, на месте Дворца культуры (МКЦ) когда -то стоял храм в честь св.блгв.кн.Александра Невского. Построить храм пожелали крестьяне Троицкой слободы. Это было связано с важным историческим событием – покушением на царя –освободителя Александра II. Террорист А.Соловьев 2 марта 1879г., с близкого расстояния стрелял семь раз в Государя, но ни разу не попал.

В Рязанском областном архиве сохранилось ходатайство крестьян. « В память чудесного спасения драгоценной жизни Государя Императора от угрожавшей Его Величеству опасности» крестьяне просили разрешение на постройку храма, в честь небесного покровителя царя святого Александра Невского. «На потребность упомянутого храма» Григорием Алексеевичем Сатыриным, тоже крестьянином, открывается в слободе кирпичный завод. Вся продукция- кирпичи и известь- поставлялись на стройку бесплатно. Память о Сатырине сохранилась не только в архивных документах. Клейма на кирпичах с его инициалами «Г.С.» можно увидеть в каменной ограде Лазаревского кладбища Рязани (в стене вдоль улицы Ленинского Комсомола).

Менее чем через два года после начала строительства храма, 1 марта 1881 г.,взрывом бомбы, злодейски был убит Александр II. Трудно даже представить, какая скорбь охватила весь русский народ, особенно крестьян, узнавших о гибели любимого царя. Но- на всё Воля Божья. Рассудив так,строители приняли решение о перестройке и переименовании храма в честь Живоначальной Троицы. Именно поэтому на старых фотографиях мы видим один и тот же храм: Александро-Невскую церковь с пятью купалами, а на более поздних снимках- Троицкий собор с одной большой главой. Величественный перестроенный собор стал поистине украшением всей Рязани.

Tserkov_Aleksandra-Nevskogo.jpg

Прошли годы. Богоборческая власть сделала свое черное дело. Храм, как в революционной песне, был разрушен «до основанья , а затем…»,. А затем на этом месте появились Дворец культуры (МКЦ), не блещущий архитектурными изысками, фонтан и площадь для прогулок. Никаких, даже малейших признаков, напоминающих о некогда стоящем здесь храме, не сохранилось.

Осенью 2014 года, на участке примыкающем к зданию МКЦ , начались земляные работы. У фасада здания со стороны ул. Малое шоссе, строители вырыли котлован. Обращало на себя внимание дно котлована, устланное битым красным кирпичом. Внимательный осмотр показал, что на поверхности кирпичей сохранился известковый раствор белого цвета. Такой кладочный раствор повсеместно применялся в дореволюционном строительстве. Не вызывало никаких сомнений ,что это останки храма.

Толщина слоя битого кирпича составляла 1,5 метра, а возможнои больше. Слой- плотно укатанный, много крошки; куски, реже- половинки и целый кирпич. Создается впечатление, что после разрушения остатков храма кирпичи не брали на другую стройку, а просто раздвигали трактором в разные стороны, а потом гусеницами многократно утрамбовывали. Таким образом , наиболее вероятно, что площадь между зданием МКЦ и фонтаном под современным покрытием, так же устлана битым красным кирпичом…

Hram-vo-imya-svyatoj-Troitsi.jpg

В начале строительных работ сплошного и глухого забора у котлована не было, да и запрещающих табличек тоже. Поэтому автор осмелился спрыгнуть в котлован и более подробно его осмотреть. Среди строительного мусора сразу на глаза попались прямоугольные известняковые блоки, вернее сказать, их обломки. Подобные блоки широко использовали в XIX веке для отделки цоколя в храмовых постройках.

Другим ,найденным строительным материалом, была плитка: известняковая, размером 50х45,толщиной 8,5 см.,и напольная -21,5х21,5, толщиной 2,5 см. Вероятно, дорожки к храму и площадь перед ним были выстланы известняковыми плитами. В Рязанском кремле кое- где ещё сохранились аналогичные экземпляры. Напольная плитка имела черный цвет и вызывала сомнения в её древности. Но сомнения развеялись когда аналогичную плитку обнаружили на полу перед входными дверями Успенского собора Рязани. Тот же внешний вид и, главное размер стороны 21,5 см.Из железных изделий найдены : кронштейн для крепления сливных труб, пруток с завитым концом и другие скобяные изделия. Особого внимания заслуживает кованный гвоздь диной более 40 см. Можно только догадываться какой толщины брусья скрепляли такими гвоздями.

А в марте 2015 г. рязанскими краеведами у дома №15 по Кооперативному переулку была обнаружена кованная калитка. Жильцов давно расселили , а дом предназначался к сносу. Калитка выполняла роль забора и в таком состоянии «дожила» до нашего времени. От долгого стояния одна сторона вросла в дерево, что и сохранило её от сдачи в металлолом. Калитка выполнена из кованных прутков, высотой метр восемьдесят. Главный орнамент представляет собой S- образные завитки.

Kalitka-vrosshaya-v-derevo.jpg

Массивность и размеры калитки позволяют утверждать, что она первоначально находилась в ограде, предполагающей ещё более массивные ворота. Такую ограду в Троицкой слободе могли иметь Александро –Невская церковь и Троицкий монастырь. С учетом того , что Александро-Невский храм располагался намного ближе к месту находки (примерно 300 м.), можно выдвинуть гипотезу, калитка и принадлежала храму. Конечно, эта тема требует отдельного исследования и аргументированных доказательств. Но если только предположить, что калитка относилась к комплексу строений Александро-Невского храма, то снова появляется имя Григория Сатырина. По архивным сведениям он в 1896 году, за свои средства построил при церкви ограду и каменную часовню « в память священного коронования Их Императорских Величеств» Николая Александровича и Александры Федоровны.

( Архивные материалы собраны О.В.Ложкиной ; все находки и калитка переданы в Епархиальный историко -археологический музей).

Статья опубликована в газете Рязань православная №12, 2015г.

0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено


Комментарии

Приятно , что автор использовал открытку с изображением храма из моей коллекции.

Красивый был храм. Приятно , что представленная открытка, где церковь с пятью куполами, - из моей коллекции.

О проекте