В начале декабря в Рязанском художественном училище имени Георгия Вагнера случился переполох. Юные мастерицы — студентки 3-го курса отделения декоративно-прикладного искусства и народных промыслов — получили заказ из столицы: сшить игрушку на главную ёлку страны.
НА ВСЕ - ТРИ ДНЯ
Предыстория вопроса такова. Супруга президента РФ Светлана Медведева вышла с предложением украсить кремлёвскую ёлку рукотворными игрушками. Да не простыми, а сделанными-сшитыми детьми из регионов. Каждое такое творение должно нести в себе этнические и географические особенности родной местности.
В нашем городе сразу решили: шьём куклу в народном стиле, тем более что материала по истории костюма у нас более чем достаточно. В стародавние времена в Рязанскую губернию входило 36 уездов, и у каждого из них был свой стиль в одежде. Так, ещё в XIX веке по количеству клеток на понёве (подобие юбки) можно было определить место постоянного проживания крестьянки. Поэтому предложение из Кремля было воспринято как отличный повод тряхнуть стариной и достать из сундука прапрапра-бабушкины наряды.
Ксения, Елена Владимировна и Кристина, а также другие участницы проекта потрудились на славу
— Рязанская область, как никакая другая, сохранила самобытность народного костюма, — вводит меня в курс дела завотделением декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, а по совместительству руководитель проекта Елена Фролина. — В нём есть то, что имеет прямое отношение к XII веку. На нашей кукле понёва, шушпан и кика рогатая. Шушпан — это название из XII века... Жаль только, что времени у нас было очень мало. Куклу делали всего три дня...
Строго говоря, сшить надо было две куклы: одну на ёлку, а другую — в Кремлёвский музей игрушки. Изготовить народную куклу по всем канонам — кропотливый труд, за три дня не успеть. Пришлось мастерицам художественного училища делать стилизацию. Елена Владимировна выкраивала детали, а одиннадцать студенток разных групп и отделений сшивали, украшали, плели косы.
ВОТ ГДЕ, ОКАЗЫВАЕТСЯ, ПОДОПЛЁКА...
Третьекурсница отделения декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Кристина Бабкина прямого отношения к изготовлению кукол не имеет. Её профиль — конструирование и моделирование современной одежды, последняя работа — коллекция женских курток http://www.ru.all.biz/kurtki-zhenskie-bgg1062937. Однако курс по истории национального костюма она изучила и со знанием дела приняла участие в коллективном творчестве. Кристина шила для старшей кремлёвской красавицы шушпан.
Шушпан, или навершник, — это верхняя одежда из толстой ткани. Существовало несколько его разновидностей: для молодой женщины, пожилой, для замужней... Народный костюм потому и замечателен, ведь служил он не только для того, чтобы прикрыть наготу и согреть человека, а ещё и нёс определённую информацию. Так, кукла, предназначенная для музейной экспозиции, являет собой даму замужнюю. У неё две косы с красными накосниками и кика рогатая. Этот головной убор надевали женщины сразу после замужества, а две косы заплетали до рождения первенца.
Вторая кукла с лебяжьими пушками и косой — юная девица. Она только-только сняла детскую рубаху и примерила понёву — признак взросления. А рубаха в народном костюме является предметом культовым, она сопровождала человека от рождения до смерти. Рубаха для свекрови называлась станушкой.
— Ширина рубахи зависела от размера стана, на котором ткали холст для неё, — поясняет Кристина. — Края холста были уже обработанные и просто сшивались.
Видимо, по истории костюма у Кристины были отличные оценки, и она, что называется, в теме. Народный костюм отличает строгая геометрия и простота форм. А портновские секреты позволяли увеличивать рубаху с 44-го размера, предположим, до 56-го. Таким хитрым способом шили свадебные рубахи, поскольку в них же потом и хоронили уже немолодых хозяюшек.
Молодуха отправилась в музей, а девица - на елку
— Линия плеча обязательно украшалась поликой, — продолжает для меня экскурс в историю Елена Владимировна. — Эта деталь, которая расширяла плечо, является объединяющим признаком славянских племён. Полика есть в народном костюме и югославских, и уральских славян. И у нашей большой куклы на рубахе тоже есть полика, а на юбке — подоплёка...
Вот что, оказывается, такое подоплёка. Всего-то полоска грубой ткани, которой подшивался подол юбки. По мере надобности её отрывали и застирывали, поскольку саму-то юбку стирали не так часто. Может, в полгода раз.
ЧТОБЫ ТОЛЬКО БЕРЕГЛИ
А шушпан, сетует Кристина, получился не совсем настоящий. Из-за спешки народную вышивку пришлось заменить готовой тесьмой.
Ксения Аникеева, сокурсница Кристины, шила запан, что в переводе на современный язык значит фартук. Она же вышивала крестиком глаза и губы обеим куклам. Почему крестиком? А чтобы не сглазили и не заговорили того, к кому в руки попадут, а только берегли. Куклы в славянской культуре имели магическую силу и поначалу использовались только в ритуалах, дети стали играть ими гораздо позднее.
— Вот мы говорим: «Дура ты!» — думая, что это всего лишь ругательство, — раскрывает секреты Елена Владимировна. — А на самом-то деле так куклу называли, которую ставили по левую сторону от двери. Она защищала дом от всякой нечисти, принимая всё на себя. Наши куклы, конечно, не совсем соответствуют канонам, они гипертрофированные и эклектичные.
Елена Фролина давно занимается игровой куклой. Музейная кремлёвская красавица как раз и является игровой. Она большая — 50 см, с большой головой, ручками и ножками. А кукла ёлочное украшение — оберег. Роста в ней всего 20 см и веса немного, чтобы с еловой ветки не упала. На подоплёке у неё золотом вышито — «Рязанская область», чтобы не потерялась.
Коллективное творчество в художественном училище так всем понравилось, что Елене Владимировне стали поступать предложения по шитью кукол. К счастью, проект «с региона по игрушке» станет ежегодным, уже положение о проведении областного конкурса народной игрушки имеется.
Какую же, спрашиваю, куклу на будущий год шить будете, если рязаночка уже есть?
— Так уездов было 36, — отвечает Елена Владимировна. — В нарядах сшитых кукол — мотивы касимовского костюма, а есть ещё ухоловский, сапожковский, скопинский... Так что на ближайшие 36 лет работы хватит.
Наталия Терлеева
Газета "Панорама города", №52, 2010 г.