Троицкий монастырь в Рязани располагается там же, где и был основан в XIV столетии.
Для Рязани величайшим событием всех времён является её посещение в 1385 г. великим русским святым Сергием Радонежским, основателем будущей Троице-Сергиевой лавры, расположенной в современном Загорске. Выступил святой старец посредником между Олегом Рязанским и Дмитрием Московским, благодаря чему подписан был договор о мире Москвы и Рязани «на времена вечные».
Ночевал преподобный Сергий в том месте, где располагается нынешний Свято-Троицкий монастырь. Территория эта, заросшая тогда дремучим лесом, являлась рязанским пригородом, где игумен. Радонежский встретил нескольких монахов. Православный иноческий скит к тому времени уже существовал и по названию протекающей рядом реки именовался Усть-Павловским.
Известно, что все молитвы свои преподобный Сергий возносил Господу в небольшой деревянной церкви. И Бог молитвы святого старца, как показывает история, услышал.
А в XVI столетии монастырь «от разорения врагов многая лета состоял в пустоте». Из письменных источников известно, что к началу XVII в. в обители было всего две деревянные кельи около деревянной же церкви, а жил в монастыре лишь один старец Симеон. Он известен тем, что давал приют странникам и бездомным, оказывая им в своём смирении особую милость.
В конце XVII в. Троицкий монастырь возродился. Рязанский стольник Иван Иванович Вердеревский построил здесь каменный храм во имя Пресвятой Живоначальной Троицы, возвёл каменную ограду с четырьмя угловыми башнями, колокольню, жилые и хозяйственные постройки. Монашеская братия пользовалась колодцем с чистейшей водой, мельницей на реке Павловке и обширным монастырским садом.
Но после пожара в 1736 г. монастырь вновь перестраивался. На этот раз отличился другой Вердеревский — Алексей Петрович. Он не только полностью устранил последствия того пожара, но и построил новую тёплую церковь во имя Сергия Радонежского.
В XVIII в. в Троицкой обители размещалась арифметическая школа, а также была устроена больница для неимущих и деревянная гостиница для приезжих богомольцев. При монастыре существовало и кладбище, на котором хоронили особо знатных рязанцев.
В 1852 г. рязанский купец Григорий Гаврилович Анзимиров подарил Троицкому монастырю икону Фёдоровской Богоматери, списанную с подлинной чудотворной святыни, находящейся в Костроме. Для хранения иконы был сооружён к Сергиевской церкви специальный придел.
Четырёхъярусная колокольня с 8 колоколами считалась в архитектурном ансамбле монастыря главной — она видна была с московской дороги далеко до подъезда к Рязани. В начале XX в. были построены кельи и трапезная, устроены каменные полы в обеих церквях. Выкрашенные стены обновлённой ограды заимели на всём своём протяжении железную крышу. На хозяйственном дворе расположились амбары, баня, погреба и загоны для скота.
В годы Первой мировой войны больница Троицкой обители принимала раненых, а в церковноприходской монастырской школе не прекращались занятия. Монастырь собирал пожертвования в помощь семьям погибших. А потом грянула Октябрьская революция.
В соответствии с декретом советской власти в январе 1918 г. имущество всех монастырей бывшей Российской империи стало народным достоянием. Монахам Свято-Троицкого монастыря в Рязани в какой-то степени повезло. Смиряясь и не оказывая явного сопротивления власти, они не испытали на себе тех ужасов пыток и физического уничтожения, которые имели место при ликвидации некоторых других обителей.
После упразднения монастыря в 1934 г. принадлежащая ему территория использовалась для производственных нужд колхоза «Победа». Власти разрушили колокольню и снесли купола церквей. Неразрушенные монастырские строения стали использовать под машинно-тракторную мастерскую. Позднее в зданиях разместились учебный комбинат автошколы и завод автомобильной аппаратуры.
Около оживлённой трассы напротив торгового дома «Барс» нельзя не заметить часовню. Это — «Святые ворота» древнего монастыря, восстановленные по старинным чертежам к 900-летию Рязани. В настоящее время в обоих храмах обновлённого Троицкого монастыря, вновь открытого в конце 1995 г., в дни православных праздников людно. А часовня, контрастирующая с обыденной суетой, — это не только скромный памятник архитектуры. Потому что «Святые ворота» символически олицетворяют дверь в православную вечность.
Евгений Дмитриев
Газета «Панорама города», №35 (744) 2010 г.