Аттестованы первые независимые специалисты по экспертизе произведений искусства
Антиквариат
Россвязьохранкультура аттестовала первых экспертов по культурным ценностям. Эти люди смогут теперь выполнять коммерческую экспертизу произведений искусства, которую с осени 2006 года запрещено проводить музеям. Эксперты получили права на личный бланк и печать, а также обязанности, первая из которых -- нести персональную ответственность за свои решения. С подробностями -- ТАТЬЯНА Ъ-МАРКИНА.Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (Россвязьохранкультура) провела аттестацию экспертов по культурным ценностям. Возглавил аттестационную комиссию заместитель руководителя Россвязьохранкультуры Анатолий Вилков, в состав ее вошли в основном директора и заместители директоров московских музеев прикладной специализации. Комиссия рассмотрела документы 418 кандидатов, рекомендованных краевыми и областными управлениями Росссвязьохранкультуры, и всех их аттестовала.
Это мероприятие -- одно из тех, что проводит Россвязьохранкультура с целью оздоровления российского антикварного рынка. Вопрос о том, хочет ли таким способом оздоравливаться сам антикварный рынок (продавцы, покупатели и те, кто обеспечивает инфраструктуру), может дебатироваться бесконечно. Однако невозможно не признать, что Россвязьохранкультура действует достаточно планомерно и целеустремленно.
Началась история с неприятнейшего происшествия с полотном Ивана Шишкина в 2004 году, которое едва успели снять с торгов крупного аукционного дома в Лондоне. Картина оказалась "перелицованной" из работы западноевропейского художника Куккука, однако имела сертификат подлинности из Государственной Третьяковской галереи. Подобных картин становилось все больше, и все чаще скандалы делались достоянием публики. В ноябре 2006 года Роскультура приняла решение исключить из устава музеев пункт о проведении коммерческой экспертизы. То есть по сути дела запретила им делать экспертизу для частных лиц -- а именно эта услуга является самой востребованной на арт-рынке; в инфраструктуре рынка возникла огромная лакуна. Впрочем, по свидетельству очевидцев, "частники" продолжали получать у музейных сотрудников так нужные им заключения.
В ноябре 2007 Россвязьохранкультура выпустила "Каталог подделок произведений живописи" -- в настоящий момент опубликованы два тома, в них собраны сведения о поддельных произведениях русской живописи, причем часто имеющих экспертизы московских и петербургских музеев. И вот теперь сделан шаг, теоретически открывающий новые возможности для антикварного рынка. 418 специалистов смогут давать официальные экспертные заключения для коммерческих целей и будут нести ответственность за возможные ошибки.
Правда, 90% экспертов, получивших аттестацию Россвязьохранкультуры, специализируются на произведениях декоративно-прикладного искусства, оружии, музыкальных инструментах и работают в региональных музеях -- от Поволжья до Хабаровского края. Кстати, в списках принципиально не указана организация (а это, конечно, в большинстве случаев музеи), в которой работает эксперт. Фамилий крупнейших московских и петербургских знатоков русской живописи XIX -- начала ХХ века, к мнению которых прислушиваются крупнейшие покупатели и продавцы, в списке буквально две-три. Однако совсем скоро сертификаты получат еще несколько сотен специалистов, уже подавших комплекты документов на аттестацию.