Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Место Каменные Кресты между селом Абакумово и селом Чулково, Пронский район

В Пронском уезде, на левом крутом берегу речки Истьи, в дачах сел Абакумова, Чулкова, Воскресенок есть несколько больших известковых камней, под которые, как уверяют окрестные жители, положены несметные сокровища разбойником Кудеяром Тишининовым: он жил, как известно, в царствование Иоанна Грозного, служил в числе его опричников и потом вместе с братьями Лихаревыми пустился в разбой.

В XVIII в. на том же берегу Истьи крестьяне отыскали камень с какой-то надписью. Камня они поднять не могли и, опасаясь, что клад попадет в чужие руки, срубили надпись. Через два или три года после того помещики села Старой Дубравы и деревни Студенец, ближайших к замечательному берегу Истьи, узнав о срубленной надписи с камня, могли еще разобрать в ней имя Кудеяра Тишининова. Разбивши камень, они нашли под ним большой дверной медный ключ, положенный на преогромнейшей плите, которую не могли уже ни своротить, ни разбить. Впоследствии хотели было взорвать плиту порохом, но на это никто не решился. Место Кудеярова клада называется Каменными Крестами.

О Кудеяре повествует предание, что он был молодчина рослый, чернокудрый, нрава неукротимого, своевольный, удалой казак. Его разбои бушевали на землях Тульских, Московских и по всему княжеству Рязанскому: ни конный, ни пеший не имели от них ни проезда, ни выхода. Рязанские казаки, о которых теперь и память почти исчезла, едва ли не без исключения были верною дружиною Кудеяру.

Иногда в глубокую полночь под камнями древнего злодея боязливые люди видят огонек, синий, бледный, и за огоньком страшные лица людей, вооруженных рогатинами, копьями, ножами, дубинами и кистенями.

Кузнецов И. Легенда о Кудеяре. // Приокская газета. - 1991. - 24 сентября

У Левошина местность называется Каменные Крестцы. В старину слово «крестцы» было распространенным и имело несколько значений. Например, в «крестцы» складывались на полях снопы сжатой или скошенной ржи, пшеницы. «Крестцами» назывались перекрестки дорог с приметными знаками при них: деревянными крестами-часовенками, а нередко валунами или кучкой камней, сложенных на пригорке пирамидкой.

Когда-то большая дорога из города Пронска возле урочища Каменные Крестцы разбивалась на две: правая шла на Старую Рязань, а левая - на город Переяславль (теперешнюю Рязань). Приметой тут служили несколько валунов, заметных даже издали. Отсюда и название - Каменные Крестцы.

В середине прошлого века наш земляк, известный ученый-географ и путешественник П. П. Семенов-Тян-Шанский заинтересовался урочищем и легендами о разбойнике Кудеяре, который, по преданию, здесь верховодил. Ему рассказывали о жителе, который якобы своими глазами видели на одном из валунов надпись «Кудеяр».

По преданиям, великий князь Московский Василий III после двенадцати лет жизни с первой супругой Соломонией Сабуровой заключил ее в монастырь за бесплодие. Женился же на Елене Глинской. Последняя подарила ему сына - будущего Ивана Грозного. Но и Соломония вскоре после пострижения в монахини почувствовала себя беременной. Она, как и Елена, родила сына и назвала его Георгием. Из опасения, что сторонники Елены Глинской могут погубить младенца, как более полноправного наследника престола, Соломония тайно передает сына на воспитание своим «верным людям». Рано или поздно, но какие-то слухи об этом появились в придворных кругах. Возмужалый Георгий, кровный брат Ивана Грозного. вынужден был скрываться. Он и стал тем легендарным разбойником Кудеяром, о котором народ сложил свои многочисленные сказания и предания. Есть даже песни, из которых одна начинается словами:

«Жили двенадцать разбойников,
Жил Кудеяр атаман»

По преданиям, Кудеяр, конечно, «чернобровый добрый молодец, с плечами в сажень и с богатырской силой». Он грабил бояр да купцов, раздавая награбленное бедным людям. Беспощадно расправлялся с помещиками.

С именем Кудеяра народ связывал много мест на обширных просторах матушки России. Гулял он с молодцами на стругах по Дону и Волге. Из-под Киева вывез «девицу-красу». Лесов же, в которых были станы кудеяровых молодцов, не счесть. Только в пределах бывшей Рязанской губернии их четыре.

Трудно теперь отличить истину от народных вымыслов о Кудеяре. Например, по одним преданиям, он умер монахом под именем Вигирима в Соловецком монастыре, по другим - погиб в битве со стрельцами на Волге, а по рязанским - убит казаками на Дону в пределах нынешнего Милославского района.

Левошин Н. Каменные крестцы. // Приокская правда. - 1976. - 11 января

Чтобы обезопасить торговый путь от Кудеяра, сюда с Дона пришли казаки. С большим трудом они добрались до «Кудеяровой крепости», обложили ее хворостом и подожгли. Видя близкий конец, Кудеяр зарыл свои сокровища в землю и поставил на этом месте свою любимую лошадь, обратив ее в камень, чтобы она не сгорела. Сам же бежал в лес. Только спустя много дней хитростью удалось взять его в плен и, сковав цепями, бросить его в Дон у Черного Яра. (Смотри гора Чёрный Яр, Милославский район).

Левошин Н. Н. ГАРО Ф. Р - 6713, Оп. 1, Д. 45, Л. 4

Дружинин М. А. производит имя Кудеяра от слова «куд» - («злой дух»), «кудесить» - («колдовать», «проказить»), «кудесник» - и «яр»-«пыл», «яровать», «буйствовагь». Таким образом, по его мнению, в слове «Кудеяр» явно имеются корни, таящие в себе характеристику буйного мятежника, близкого, быть может, к темным силам.

Соколова В. К. Русские исторические предания. - М., 1970. - С. 222.

Предания, в которых фигурируют могилы лошадей, встречаются еще в Рыбновском (смотри камень с надписью «Ворон 1854-1863»), Спасском (смотри курган Чалая Могила и урочище Семикино болото) и Кораблинском (смотри с. Чижово) районах.

Смотри место Денисов Мыс на р. Оке у с. Мурмино, Рязанский район.

Смотри болото Могилище у с. Ардабьево, Касимовский район.

0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте