Подтверждение этого найдено в «Историческом обозрении иерархии всех церковных дел Рязанской епархии от учреждения до настоящих времён» Тихона Воздвиженского(1820г.). В нём указано, что в 1557(7065)г. Солотчинский Архимандрит Макарий с братею обращался к Государю с жалобой на городового приказчика Алексея Сушкова, который повелевал старостам монастырских сёл: Заборья, Раменья(Раменок) и Новосёлок возить ямчужный сбор в Переславль, а не в Кузминск поблизости. Это означает, что в 1557году (16-ый век) с.Новосёлки уже были вотчиной Солотчинского монастыря.
Рязанские епархиальные ведомости 1892г. излагают народное предание о том, что на месте д. Паново некогда жил разбойник Пан со своими братьями Пощупом и Ромаданом. Последние отделились от него и положили названия двум поселениям-Пощупову и Ромаданову. Другие члены шайки Пана также отделились и поселились на месте нынешнего с. Новосёлки и вместе с новыми пришельцами образовали новое поселение.
Интересен тот факт, что с. Новосёлки и окружающие его сёла подчинялись одному становому приставу Паницкого стана Рязанского уезда. С чем связано это название стана предстоит выяснить. Если название происходит от слова Пан, то народная легенда о названии сёл найдёт своё подтверждение. Если это так, то остаёется только установить в какие годы поселился в этих местах разбойник Пан.
Интересен тот факт, что на фрагментах межевого плана 1775 года (Ф. РГАДА.1354. ЕД. хр. 409-Н-9к), с некоторым разрывом от села Новосёлок, на правом берегу р. Оки, немного ниже нынешнего переката, показана небольшая деревня Шишково. Эта деревня впоследствии стала улицей Шишково, принадлежащей селу Новосёлкам.
Интересно и то, что из фотографии межевого плана (ГАРО. Ф. 892. Оп.2. Д.965) видно, в то время Ока течёт ещё в старом русле, а на месте настоящего русла, показан её затон,
Старожилы села Новосёлок передали последующим поколениям, что название этой деревни связано с фамилией разбойника Шишкова, который в ней проживал.
Из истории известно, что с Каспия по Волге, а затем по Оке поднимались армянские купцы и везли в Московию товары.
Месторасположение деревень Панова и Шишкова было совершенно незаметно со стороны акватории Оки и поэтому было удобным для нападения грабителей на, плывущие по ней судна с богатыми купцами.
В качестве доказательств, свидетельствующих о том, что грабежи действительно совершались, могут служить многочисленные клады старинных медных и серебряных монет, найденных в районе улицы Шишков. Только на моей памяти их было найдено четыре. В кладах имеются монеты времён царя Василия II, Ивана Грозного, Петра I, императриц Анны и Екатерины II и других.
Наверное правильно предположить, что образование села больше связано с историей создания Солотчинского монастыря, в котором большую роль сыграл Рязанский князь Олег Иванович. Постройка монастыря, относящаяся к 1390г. приписывается именно князю и он щедро наделил обитель вотчинами.
Возможно на месте с. Новосёлки уже к тому времени имелось небольшое поселение, а с передачей его в вотчину Солотчинского монастыря активизировалось новое строительство и заселение, что послужило названию Новосёлки. Этому процессу в то время способствовали частые набеги татар на территории теперь Скопинского и Михайловского районов и вынужденное переселение разорённых и беглых людей.
Так ли это? Сказать трудно. Но более глубокие исследования архивных документов могут пролить истинный свет на жизненные события, происходившие более пяти веков назад.
А.Д.Горячев.
Комментарии
Новоселки как вотчина Солотченского монастыря показаны в следующих документах:
1544 г. январь – Жалованная льготная грамота великого князя Ивана Васильевича Солотчинскому монастырю в связи с разорением от татарских набегов монастырской Григорьевской волости.1621 г. августа 21 – Явка священника села Кузминскаго Родиона о похищении у него крестьянином Андреем Вальцовым шапки с деньгами.
1625 г. февраля 8 – Явка сына боярскаго Максима Рыкунова и певчаго дьяка Исая Иванова об отнятии у них монастырскаго с запасами струга, о бое и об ограблении их крестьянами с. Новоселок.
1628-1629 гг. – Выпись с Рязанских книг письма и меры Кирилла Воронцова-Вельяминова да подьячих Тимофея Молчанова да Михаила Семенова о вотчинах Солотчинского монастыря.
1640 г. октября 12 – Явка Дея Рахманинова об ограблении и убийстве его крестьян.
1640 г. октября 28 – Явка помещика Даниила Иванчина об убийстве у него сына и о разбойническом на его дом наезде князя Степана Кропоткина.
1646-1647 гг. – Описание вотчин Солотчинского монастыря.
Публ.: А. Цепков. Свод письменных источников по истории Рязанского края XIV-XVII вв. Т.I-IV./Рязань, 2005г.